Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями
опорно-двигательного аппарата ГБОУ РК «Школа-интернат №21»
на 2024-2025 учебный год
Учебный план на 2024-2025 учебный год составлен в соответствии с:
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Законом Республики Карелия от 20.12.2013 года №1755-ЗРК «Об образовании»;
Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (вариант 6.2), утвержденного приказом
Министерством образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598;
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года №1023;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года №1 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказа Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от
05 мая 2006 года №598 в части реализации регионального (национально-регионального)
компонента государственного стандарта общего образования;
уставом ГБОУ РК «Школа-интернат №21».
За основу взят учебный план АООП для обучающихся с НОДА, вариант 6.2.
Федеральный компонент учебного плана предусматривает 5-летний срок обучения в
начальной школе.
Количество часов на освоение содержание образования в учебном плане на 2024-2025
учебный год определено для пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года - 33 недели в подготовительном, 1 классах, 34
недели в 2-4 классах. Продолжительность урока - 40 минут. После 2 урока перемена - 30
минут, остальные - 10 минут.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям
общеобразовательного учреждения в подготовительном классе используется "ступенчатый"
режим обучения: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый; ноябрь –
декабрь – 4 урока по 35 минут каждый, январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый.
Количество уроков в подготовительном, 1 классах не превышает 4 уроков в день и 1
раз в неделю 5 уроков (за счет урока адаптивной физической культуры), во 2-4 классах - 5
уроков в день.
При обучении по адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования школьники с НОДА обучаются в условиях специального
малокомплектного класса для детей с двигательными нарушениями и сходными
образовательными потребностями. Наполняемость специального класса не может
превышать 10 детей; в классах для детей с множественными нарушениями развития - до 5
детей.
Учебный план включает обязательную часть следующие предметные области:
Филология, учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный
язык.
Математика и информатика, учебные предметы: математика.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир), учебный предмет:
Окружающий мир.
Основы религиозных культур и светской этики, учебный предмет: ОРКСЭ.
Искусство, учебные предметы: музыка, изобразительное искусство.
Технология, учебный предмет: труд (технология).
Физическая культура, учебный предмет: адаптивная физическая культура.
Материал по ОБЖ включен в другие предметы, в частности в Окружающий мир (в
основном). Поскольку он входит в минимум содержания, то автоматически он изучается в
рамках самого предмета "Окружающий мир".
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях
основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
В обязательной части учебного плана полностью реализуется федеральный
компонент государственного образовательного стандарта в начальной школе. Он
обеспечивает единство образовательного пространства школы и гарантирует достижение
результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего
образования, позволяющего обучающимся получить подготовку, необходимую и
достаточную для продолжения обучения на следующей ступени образования и успешной
социализации. Курсы призваны обеспечить соответствующий стандартам начального
общего образования уровень знаний, умений и представлений в области наук о природе,
обществе и человеке, приобщение к общекультурным национальным ценностям,
формирование компетентностей, позволяющих осуществлять типичные социальные роли
современного человека.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей детей с НОДА и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или
физическом развитии;
- учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
представлена курсами коррекционной направленности.
1. "Математика и конструирование" - подготовительный, 1 класс. Авторы Моро М.А.
и Волкова С.И. Содержание курса расширяет и углубляет знания геометрического
материала основного курса математики. Задания направлены на развитие
пространственного воображения, элементов алгоритмического и конструкторского
мышления, формирование графической грамотности, совершенствование практических
действий с чертежными инструментами.
2. «Развитие мелкой моторики» - подготовительный класс, 1 класс - не только
напрямую связано с развитием речи, но и влияет на внимание и координацию, мышление и
воображение, наблюдательность и зрительную память. Введение данного курса актуально
для обучающихся подготовительного класса, он помогает им развиваться в разных
направлениях. Проводится 1 час в неделю.
3. «Край, в котором я живу» - расширяет и углубляет знания и представления
обучающихся о родном крае. Курс проводится 1 час в неделю со 2 по 4 класс.
Внеурочная деятельность представлена разделом коррекционно-развивающей
области:
1) индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия: «Основы
коммуникации и развития речи», «Психомоторика и развитие предметной деятельности»,
«Предметная коррекция». Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие
занятия не дублируют школьную программу. Индивидуальные логопедические,
дефектологические занятия проводятся по ИПР обучающихся с целью формирования и
развития психических процессов. Группы комплектуются с учетом однородности и
выраженности речевых, двигательных других нарушении. Наполняемость групп - 2-5
обучающихся.
2) ЛФК – 2 часа в неделю в подготовительных-4 классах. Использование данных
форм профилактической работы обеспечивает всестороннее развитие детей, нормализацию
функций всех звеньев опорно-двигательного аппарата, оптимальную подвижность во всех
отделах позвоночника и суставах, формирование мышечного корсета; повышение уровня
физического здоровья детей, позволяющего иметь запас адаптивных качеств на длительный
период жизни.
Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 20-25 мин., занятий по
ЛФК до 40 мин. Часы коррекционных занятий не включаются в общее количество
максимальной нагрузки обучающихся.
Также другими направлениями внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого
ГБОУ РК «Школа-интернат № 21», по выбору родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся. Обязательным является цикл занятий внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» - 1 час в неделю. Центральными темами «Разговоров
о важном» станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение,
нравственность, экология и др.
Другие направления внеурочной деятельности представлены занятиями педагогов
дополнительного образования по выбору обучающихся, участием обучающихся в проектах,
конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Часы внеурочной деятельности не включаются в
общее количество максимальной нагрузки обучающихся.
В ходе освоения адаптированных образовательных программ при реализации
учебного плана НОО формируются базовые основы и фундамент всего последующего
обучения, в том числе:
закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка – система
учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные
цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
формируются универсальные учебные действия;
развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и
способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и
одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего
отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно за счет
введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного
подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.
Текущий контроль осуществляется во 2 (второе полугодие) – 4-х классах по всем
предметам учебного плана и предусматривает пятибалльное оценивание уровня знаний по
предмету. Текущие оценки ежедневно заносятся в журнал. Формы текущей аттестации
определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и
используемых образовательных технологий.
Виды и формы текущего контроля:
1. Устные:
– устный ответ на поставленный вопрос;
– развернутый ответ по заданной теме;
– устное сообщение по избранной теме;
– декламация стихов и т. п.
2. Письменные:
– письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических
работ;
– написание диктанта, изложения, сочинения;
– выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы,
контрольной работы, тестов.
3. Выполнение заданий с использованием информационно-коммуникационных
технологий:
– компьютерное тестирование;
– онлайн-тестирование с использованием интернет-ресурсов или электронных
учебников;
– выполнение интерактивных заданий.
Периодичность текущего контроля определяется учителем в соответствии с
образовательной программой предметов, курсов, графиком контрольных и лабораторных
работ.
Отметка за устный ответ выставляется в ходе урока и заносится в журнал и дневник
обучающегося. Отметка за письменную работу заносится учителем в журнал в соответствии
с нормативами проверки письменных и контрольных работ.
Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу
после пропуска занятий по уважительной причине.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФАОП НОО и «Положением о текущем контроле и промежуточной
аттестации» ГБОУ РК «Школа-интернат № 21».
В подготовительном, 1-м и в первом полугодии 2 классов промежуточная аттестация
не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится со второго
полугодия 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному
предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов
накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и
фиксируется в классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная
оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и
универсальных учебных действий.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий
класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных
курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы,
Классы
Формы промежуточной аттестации
модули
Русский язык
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих
оценок
и
результатов
выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
Литературное
чтение 2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих
оценок
и
результатов
выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих
оценок
и
результатов
выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих
оценок
и
результатов
выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих
оценок
и
результатов
выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих
оценок
и
результатов
выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих
оценок
и
результатов
выполнения
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Основы
культур
этики
религиозных
и светской
Изобразительное
искусство
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих
оценок
и
результатов
выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих
оценок
и
результатов
выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих
оценок
и
результатов
выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2-4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих
оценок
и
результатов
выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
Музыка
Труд (технология)
Адаптивная физическая
культура
Край, в котором я живу
Используется комплексный подход в оценивании личностных, метапредметных,
предметных
результатов
образования
обучающихся
начальных
классов.
В
подготовительном-4 классах используется накопительная система оценки в рамках
Портфеля достижений обучающихся по трем направлениям:
- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы
наблюдений и т.д.);
- выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и
итоговые стандартизированные работы по русскому языку, математике, окружающему
миру;
- материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и
досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах,
конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д.).
Содержание адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования реализуется с помощью учебных программ и учебников, которые
соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством
просвещения Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях.
Учебный план полностью обеспечен необходимым учебно-методическим комплексом
и педагогическими кадрами.