Пояснительная записка к учебному плану ООО НОДА

Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования для
обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
ГБОУ РК «Школа-интернат №21»
на 2024-2025 учебный год
Учебный план на 2024-2025 учебный год формируется в соответствии со следующими
нормативно-правовыми актами:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Закон Республики Карелия от 20 декабря 2013 года №1755-ЗРК «Об образовании»;
 Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года №1025;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года
№327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115;
 Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года №1 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
 Приказ Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 05
мая 2006 года №598 в части реализации регионального (национально-регионального)
компонента государственного стандарта общего образования;
 Устав ГБОУ РК «Школа-интернат №21».
Образовательный процесс обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
при обучении по адаптированной основной общеобразовательной программе основного
общего образования организован в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС основного общего образования) и предусматривает шестилетний срок обучения.
Количество часов на освоение содержание образования в учебном плане на 2024-2025
учебный год определено для пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года - 34 недели в 5-10 классах, продолжительность
урока - 40 минут, после 2 урока перемена - 30 минут, остальные - 10 минут. Перед
факультативными занятиями перерыв на обед составляет 30 минут.
Учебный план по ФГОС основного общего образования включает следующие блоки:
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Предусматривается урочная деятельность и внеурочная деятельность.

Обязательная часть учебного плана предусматривает реализацию в полном объеме
федерального компонента ФГОС основного общего образования в основной школе. Он
обеспечивает единство образовательного пространства школы и гарантирует достижение
результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы общего
образования, позволяющего обучающимся получить подготовку, необходимую и
достаточную для продолжения обучения на следующем уровне образования, для
профессиональной деятельности и успешной социализации.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области:
1. «Русский язык и литература»
В соответствии с выбором обучающихся и их родителей (законных представителей)
изучение содержания учебных предметов предметной области «Родной язык и родная
литература» осуществляется в рамках предметной области «Русский язык и литература».
Поэтому учебный предмет «Русский язык» представлен в объеме 5 часов в неделю в 5-х и 6х классах, а также 4 часа в неделю в 7-х классах и 3 часа в неделю в 8–10-х классах.
2. «Иностранные языки»
Включает в себя учебные предметы: «Иностранный язык». Учебный предмет
«Иностранный язык» представлен в объеме 2 часа в неделю в 5–10-х классах.
3. «Математика и информатика»
Включает в себя учебные предметы: «Математика», «Алгебра», «Геометрия»,
«Вероятность и статистика», «Информатика». Учебный предмет «Математика» представлен
в объеме 5 часов в неделю в 5-6-м классах. Учебный предмет «Алгебра» представлен в
объеме 3 часа в неделю в 7–10-х классах. Учебный предмет «Геометрия» представлен в
объеме 2 часа в неделю в 7–10-х классах. Учебный предмет «Вероятность и статистика»
представлен в объеме 1 час в неделю в 8-10-х классах. Учебный предмет «Информатика»
представлен в объеме 1 час в неделю в 7–10-х классах.
4. «Общественно-научные предметы»
Включает в себя учебные предметы: «История», «Обществознание», «География».
Учебный предмет «История» представлен в объеме 2 часа в неделю в 5-10-х классах.
Учебный предмет «Обществознание» представлен в объеме 1 час в неделю в 6–10-х
классах. Учебный предмет «География» представлен в объеме 1 час в неделю в 5–6-х
классах; в объеме 2 часа в неделю в 7–10-х классах.
5. «Естественно-научные предметы»
Включает в себя учебные предметы: «Биология», «Физика», «Химия». Учебный
предмет «Биология» представлен в объеме 1 час в неделю в 5–6-х классах, 2 часа в неделю в
7–10-х классах. Учебный предмет «Физика» представлен в объеме 2 часа в неделю в 7–10-х
классах. Учебный предмет «Химия» представлен в объеме 2 часа в неделю в 8–10-х классах.
6. «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Включает в себя учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (в учебном плане - ОДНКНР). Данный предмет представлен в объеме 1 час в
неделю в 5-м классе.
7. «Искусство»
Включает учебные предметы: «Музыка», «Изобразительное искусство». Учебный
предмет «Музыка» представлен в объеме по 1 часу в неделю в 5–7-х классах. Учебный
предмет «Изобразительное искусство» представлен в объеме по 1 часу в неделю в 5–7
классах.
8. «Технология»

Включает в себя учебный предмет «Труд (технология)». Учебный предмет «Труд
(технология)» представлен в объеме 2 часа в неделю в 5–7-х классах и по 1 часу в неделю в
8-10-х классах.
8. «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»
Включает в себя учебные предметы: «Адаптивная физическая культура» и «Основы
безопасности и защиты Родины». Учебный предмет «Адаптивная физическая культура»
представлен в объеме 2 часа в неделю в 5-10-х классах. Учебный предмет «Основы
безопасности и защиты Родины» представлен в объеме 1 час в неделю в 8-9-х классах.
Учебные предметы призваны обеспечить соответствующий ФГОС основного общего
образования уровень знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и
человеке, приобщение к общекультурным национальным ценностям, формирование
компетентностей, позволяющих осуществлять типичные социальные роли современного
человека.
По предмету «Труд (технология)», «Адаптивная физическая культура» учебные
программы адаптированы под индивидуальные возможности обучающихся и не
предполагают деление класса по гендерному признаку – на группы мальчиков и девочек.
Организация занятий по предмету «Иностранный язык» предполагает возможное
деление на подгруппы, т.к. это обусловлено спецификой организации учебного процесса на
уровне начального общего образования (разница учебных планов). Дети, имеющие
нарушения опорно-двигательного аппарата, изучали английский язык со 2 класса (в 2024/25
учебном году для них это 5-ый обучения). Для обучающихся, имеющих тяжелые нарушения
речи, английский язык на уровне начального общего образования не преподавался.
Подобная организация обеспечит преемственность образовательного процесса.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает в себя:
- учебный курс «Моя Карелия» 1 раз в неделю в 5-9 классах. Цель предмета реализация национально-регионального компонента плана по расширению и углублению
знаний детей о нашей Родине, формирование их жизненных компетенций;
- увеличение часов, предусмотренных на изучение учебных предметов «Математика»
(в 5-6 классах), «Русский язык» (в 6 классе), «Иностранный язык» (в 5, 6, 10 классах) и
«Литература» (в 10 классе). Данное увеличение часов связано с особенностями усвоения
учебного материала обучающимися с ОВЗ и их индивидуальными возможностями.
Учебный план предусматривает внеурочную деятельность по основным направлениям
развития личности, а также коррекционно-развивающие занятия по преодолению
нарушений психофизического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
На реализацию внеурочной деятельности в ГБОУ «Школа-интернат №21» отведено по 10
часов в каждом классе, при этом не менее 5 часов отводится на индивидуальные/групповые
коррекционные занятия, а оставшиеся часы - на реализацию основных направлений
внеурочной деятельности.
Индивидуальные/групповые коррекционно-развивающие занятия у специалистов
(педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог) проводятся в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной
программы реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида с целью формирования и
развития психических процессов, преодоления недостатков психофизического развития
обучающихся.
Группы комплектуются с учетом однородности коррекционно-развивающих задач
по преодолению речевых, двигательных и других нарушений. Наполняемость групп

составляет 2-4 человек. Продолжительность групповых и индивидуальных коррекционноразвивающих занятий до 20-25 мин.
Для обучающихся с ОВЗ вводится 2 часа в неделю коррекционных занятий по курсу
«Предметная коррекция», направленных на ликвидацию пробелов в знаниях по основным
предметам. Необходимость специальных коррекционных занятий по предметам,
направленных на ликвидацию пробелов в знаниях, вызвана тем, что у обучающихся с НОДА
пробелы в знаниях обусловлены дефицитом отдельных когнитивных функций, в первую
очередь недостаточной сформированностью пространственных представлений, что
выявляется при обследовании с помощью сенсибилизированых проб. Этот дефицит
сохраняется у части обучающихся в подростковом и юношеском возрасте и вызывает
затруднения в овладении геометрическим понятиями, при овладении программными
материалом по предмету "Русский язык", знаниями по отдельным темам предметной области
"Естественно-научные предметы", при работе с картами (особенно контурными) и т.д. В 10
классе занятия по курсу «Предметная коррекция» направлены на подготовку к
государственной итоговой аттестации.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата вводится 1 час в неделю
занятия по курсу «Лечебная физическая культура» (коррекция индивидуальных
двигательных нарушений в зависимости от тяжести поражения двигательного аппарата,
развитие мелкой моторики и коррекция ее нарушений, развитие двигательной активности,
нормализация функций всех звеньев опорно-двигательного аппарата, обеспечение
оптимальной подвижности во всех отделах позвоночника и суставах, формирование
мышечного корсета; повышение уровня физического здоровья). Для детей с тяжелыми
нарушениями речи организован курс «Развитие речи» 1 час в неделю, предусматривающий
логопедическую коррекцию звуко- и словопроизношения, обогащение словаря, развитие
семантической стороны речи, а также развитие коммуникации. Это обусловлено
спецификой организации учебного процесса для данной категории детей, обучающихся в
одном классе.
Внеурочная деятельность (коррекционных занятий) в соответствии с требованиями
ФГОС основного общего образования предусматривает занятия, которые формируется с
учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы
обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты,
школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно-полезные практики и т.д. Проектная работа во внеурочной
деятельности с обучающимися 5-10-х классов осуществляется под руководством учителейпредметников и классных руководителей при участии в школьных, окружных, городских,
республиканских и т.д. конкурсах. При организации внеурочной деятельности
обучающихся образовательной организации используются возможности блока
дополнительного
образования
образовательной
организации
и
учреждений
дополнительного образования
Во внеурочной деятельности отдельно выделен курс:
- цикл занятий «Разговоры о важном» - 1 час в неделю в 5-10 классах.
Центральными темами «Разговоров о важном» станут патриотизм и гражданское
воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др.

- цикл занятий «Россия – мои горизонты» - 1 час в неделю в 6-10 классах.
Центральными темами стали вопросы профессиональной ориентации, знакомство с рынком
труда России и др.
Другие направления внеурочной деятельности:
Духовно-нравственное направление в школе представлено занятиями, цель которых
воспитание патриотического сознания школьников, формирование основ нравственного
поведения. По данному направлению в школе проводятся тематические классные часы о
духовности, культуре поведения и речи; конкурсы детского творчества на уровне школы,
округа, города, республики; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, «Уроки
мужества», акция «Открытка ветерану», конкурс рисунков и плакатов, оформление газет,
стендов и выставок о боевой славе русского народа, выпуск; фестиваль патриотической
песни, конкурс чтецов и т.д.
Общеинтеллектуальное направление в школе ориентировано на развитие
познавательных интересов детей, расширение их культурного кругозора, развитие
интеллектуальных способностей. В школе проводятся предметные недели; конкурсы,
олимпиады и др.; участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы,
города, республики; разработка различных проектов; реализуется программа «Логические
настольные игры»
Общекультурное направление внеурочной деятельности в школе создает условия для
творческого развития школьника, его самореализации, самопроявления, культурного
развития. Занятия ориентированы на развитие творческих способностей школьников. В
школе организуются экскурсии, Дни театра и музея, выставки детских рисунков, поделок и
творческих работ учащихся; проводятся тематические классные часы по внешнему виду
ученика, культуре поведения и речи; дети принимают участие в конкурсах, выставках
детского творчества на уровне школы, округа, города, республики; в концертах,
посвященных знаменательным датам, школьных праздниках; работает театральная,
вокальная и ИЗО-студии.
Спортивно-оздоровительное направление в школе ориентировано на формирование
интереса учеников к физкультуре и спорту, на воспитание полезных привычек как
альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа
жизни. Проводятся
«Дни здоровья», подвижные игры, спортивные соревнования,
праздники; а также беседы, классные часы по охране и сохранению здоровья; школа
принимает участие в окружных, городских и республиканских спортивных соревнованиях.
Социальное направление в школе представлено занятиями, цель которых развитие
мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; осознание
здорового и безопасного образа жизни; получение нового социального опыта и
коммуникативных компетенций; умелое выстраивание культуры межэтнического
отношений. По данному направлению проводятся субботники, различные экологические
акции, праздники и концерты; ролевые игры, творческие работы, конкурсы; социальные
проекты.
В образовательном учреждении проводятся различные виды контроля обучающихся.
Целями текущей, промежуточной и итоговой аттестации являются: получение объективной
информации об уровне достижения планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов основного общего образования, соотнесение этого уровня с
требованиями государственного образовательного стандарта, обеспечение эффективной

обратной связи, позволяющей осуществлять регулирование (управление) образовательного
процесса.
Текущий контроль осуществляется в 5–10-х классах по всем предметам учебного
плана и предусматривает пятибалльное оценивание уровня знаний по предмету. Текущие
оценки ежедневно заносятся в журнал. Формы текущей аттестации определяет учитель с
учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых
образовательных технологий.
Виды и формы текущего контроля:
1. Устные:
– устный ответ на поставленный вопрос;
– развернутый ответ по заданной теме;
– устное сообщение по избранной теме;
– декламация стихов и т. п.
2. Письменные:
– письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических
работ;
– написание диктанта, изложения, сочинения;
– выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы,
контрольной работы, тестов.
3. Выполнение заданий с использованием информационно-коммуникационных
технологий:
– компьютерное тестирование;
– онлайн-тестирование с использованием интернет-ресурсов или электронных
учебников;
– выполнение интерактивных заданий.
Периодичность текущего контроля определяется учителем в соответствии с
образовательной программой предметов, курсов, графиком контрольных и лабораторных
работ.
Отметка за устный ответ выставляется в ходе урока и заносится в журнал и дневник
обучающегося. Отметка за письменную работу заносится учителем в журнал в соответствии
с нормативами проверки письменных и контрольных работ.
Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу
после пропуска занятий по уважительной причине.
Обучающимся 5–10-х классов оценки выставляются по итогам каждой четверти.
Годовая (итоговая) оценка в 5–9-х классах выставляется с учетом четвертных оценок, в 10-м
классе с учетом результатов ГИА.
Промежуточной аттестации подлежат обучающиеся 5-10 классов школы. Письменные
самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся 5-10 классов
оцениваются по пятибалльной системе. Отметка обучающихся за четверть выставляется на
основе результатов письменных работ и устных ответов обучающихся и с учётом их
фактических знаний, умений и навыков.
Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по
одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам переводятся в
следующий класс условно. Обучающиеся вправе пройти повторную промежуточную
аттестацию не более двух раз до 30 сентября. Для проведения промежуточной аттестации
во второй раз в школе приказом директора создается комиссия.

Обучающиеся на уровнях основного общего образования, успешно освоившие
программу учебного года и имеющие положительные оценки по всем предметам
соответствующего учебного плана, переводятся в следующий класс.
Содержание адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования реализуется с помощью учебных программ и учебников, которые
соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством
просвещения Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях. Учебный план полностью обеспечен необходимым
учебно-методическим комплексом и педагогическими кадрами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».