Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования для
обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата с легкой
степенью умственной отсталости ГБОУ РК «Школа-интернат №21»
на 2024-2025 учебный год
Учебный план на 2024-2025 учебный год составлен в соответствии с:
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Законом Республики Карелия от 20 декабря 2013 г. №1755-ЗРК «Об образовании»;
Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденного
приказом Министерством образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года №1026;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года №1 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказом Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от
05 мая 2006 года №598 в части реализации регионального (национально-регионального)
компонента государственного стандарта общего образования;
Уставом ГБОУ РК «Школа-интернат №21».
За основу взят учебный план адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата с
легкой степенью умственной отсталости (1 вариант).
Обязательная часть учебного плана предусматривает 5-летний срок обучения в
основной школе.
Количество часов на освоение содержание образования в учебном плане на 2024-2025
учебный год определено для пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года – 34 недели. Продолжительность урока условна до 40 минут, после 2 урока перемена - 30 минут, остальные - 10 минут.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области
(учебные предметы): язык и речевая практика (русский язык и чтение), математика
(математика, информатика), естествознание (природоведение, биология, география), человек
и общество (мир истории, основы социальной жизни, история Отечества), искусство
(рисование, музыка), технология (профильный труд), физическая культура (адаптивная
физическая культура). Обязательная часть учебного плана отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося. Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
включает следующие предметы: ОБЖ, ритмика.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями: ЛФК, развитие деятельности по самообслуживанию, основы
коммуникации, пространственная ориентировка и речевая практика, проводимыми
специалистами школы. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 5 часов в
неделю.
Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых,
двигательных других нарушении. Наполняемость групп - 2-4 обучающихся.
Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 20-25 мин., занятий по ЛФК
до 40 мин. Занятия ЛФК проводятся по группам в соответствии с медицинскими
рекомендациями.
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося средствами
физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение
контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с
обществом.
Внеурочная деятельность представлена основными направлениями развития
личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,
адаптивно-спортивное. Представляется участием обучающихся в занятиях с педагогами
дополнительного образования, праздниках, конкурсах школы, а также циклом занятий
«Разговоры о важном» - 1 час в неделю. Центральными темами «Разговоров о важном»
станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность,
экология и др.
Контроль успеваемости обучающихся осуществляется по пятибалльной системе.
Формы текущей аттестации определяет учитель с учетом контингента обучающихся,
содержания учебного материала и используемых образовательных технологий.
Промежуточной аттестации подлежат обучающиеся 5-9 классов школы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной
оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в
классном журнале. Годовая (итоговая) оценка в 5–9-х классах выставляется с учетом
четвертных оценок.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная
оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и базовых
учебных действий.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий
класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных
курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы,
Классы
Формы промежуточной аттестации
модули
Русский язык
5-9
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Чтение
5-9
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Математика
5-9
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
5-9
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
5-9
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
5-9
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
5-9
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
5-9
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
5-9
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
5-9
Учет учебных достижений на основе
Информатика
Природоведение
Биология
География
Мир истории
Основы
жизни
социальной
История Отечества
накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
5-9
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
5-9
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
5-9
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
5-9
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
5-9
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
5-9
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Рисование
Музыка
Профильный труд
Адаптивная
физическая культура
ОБЖ
Ритмика
Учебный план полностью обеспечен необходимым учебно-методическим комплексом
и педагогическими кадрами.