Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования для
обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата со средней и
тяжелой степенью умственной отсталости ГБОУ РК «Школа-интернат
№21» на 2024-2025 учебный год
Учебный план на 2024-2025 учебный год составлен в соответствии с:
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Законом Республики Карелия от 20 декабря 2013 г. №1755-ЗРК «Об образовании»;
Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденного
приказом Министерством образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года №1026;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года №1 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказом Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от
05 мая 2006 года №598 в части реализации регионального (национально-регионального)
компонента государственного стандарта общего образования;
Уставом ГБОУ РК «Школа-интернат №21».
За основу взят учебный план адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата со
средней и тяжелой степенью умственной отсталости (2 вариант).
Обязательная часть учебного плана предусматривает 5-летний срок обучения в
основной школе.
Количество часов на освоение содержание образования в учебном плане на 2024-2025
учебный год определено для пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года – 34 недели. Продолжительность урока условна до 40 минут, после 2 урока перемена - 30 минут, остальные - 10 минут.
В учебном плане представлены семь предметных областей, часть, формируемая
участниками образовательных отношений и внеурочная деятельность. Содержание всех
учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области
(учебные предметы): язык и речевая практика (речь и альтернативная коммуникация),
математика (математические представления), окружающий мир (окружающий природный
мир, человек, домоводство, окружающий социальный мир), искусство (изобразительная
деятельность, музыка и движение), технология (профильный труд), физическая культура
(адаптивная физическая культура).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося. Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
включает:
- курс «Развитие письменной речи» – 2 часа в неделю с 5 по 9 класс;
- курс «Профильный труд» - 2 часа в неделю в 5 классе;
- увеличение количества часов по следующим предметам обязательной части «Музыка
и движение», «Изобразительная деятельность», «Адаптивная физическая культура».
Внеурочная деятельность представлена курсами коррекционных занятий и другими
направлениями внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией обучающихся
отражается во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов,
которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. Например, курсы
по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных
действий и др. Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и
познавательных возможностей обучающихся. Под особыми образовательными
потребностями детей с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей,
возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в
сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей
определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию
личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.
Итогом образования человека с ТМНР является нормализация его жизни. Под
нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и
необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы
повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять
содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать
решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого
обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и
физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на
нормализацию его жизни.
Коррекционные курсы реализуются в форме индивидуальных занятий.
Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического
состояния ребенка до 25 минут. Данный раздел представлен следующими курсами:
- «Сенсорное развитие» - занятия с психологом;
- «Предметно-практические действия» - занятия с дефектологом;
- «Двигательное развитие» - занятия ЛФК;
- «Альтернативная коммуникация» - занятия с логопедом.
Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых,
двигательных других нарушении. Наполняемость групп - 2-4 обучающихся.
Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 20-25 мин., занятий по ЛФК
до 40 мин. Занятия ЛФК проводятся по группам в соответствии с медицинскими
рекомендациями.
Другие направления внеурочной деятельности направлены на развитие личности
обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового
воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися
сверстниками и взаимодействие с обществом.
Внеурочная деятельность представлена основными направлениями развития
личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,
адаптивно-спортивное. Представляется участием обучающихся в занятиях с педагогами
дополнительного образования, праздниках, конкурсах школы, а также циклом занятий
«Разговоры о важном» - 1 час в неделю. Центральными темами «Разговоров о важном»
станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность,
экология и др.
При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка
обучающегося может варьироваться. Так, с учетом учебного плана учитель, реализующий
вариант 2 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором определен
индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема
учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием
образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития
обучающихся. В индивидуальных учебных планах обучающихся с наиболее тяжелыми
нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности.
У обучающихся с менее выраженными нарушениями развития больший объем учебной
нагрузки распределится на предметные области. Для обучающихся, особые
образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части
учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом:
увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционноразвивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной
учебным планом. Некоторые обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к
условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем
их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в
расписании занятий.
Текущая и промежуточная аттестация осуществляется по полугодиям решением
экспертной комиссии по 5-бальной системе, на основании «Положения школы об
оценивании обучающихся с ТМНР, не обслуживающих себя самостоятельно».
Учебный план полностью обеспечен необходимым учебно-методическим комплексом
и педагогическими кадрами.