Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной
общеобразовательной программы среднего общего образования для
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
ГБОУ РК «Школа-интернат №21»
на 2024-2025 учебный год
Учебный план на 2024-2025 учебный год формируется в соответствии со следующими
нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Закон Республики Карелия от 20 декабря 2013 года №1755-ЗРК «Об образовании»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№ 413 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего общего
образования» (с изменениями и дополнениями);
Федеральная образовательная программа среднего общего образования,
утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 года №1014;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года №1 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказ Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 05
мая 2006 года №598 в части реализации регионального (национально-регионального)
компонента государственного стандарта общего образования;
Устав ГБОУ РК «Школа-интернат №21».
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает 2-летний
срок обучения в средней школе.
В ГБОУ РК «Школа-интернат №21» реализуется учебный план универсального
профиля, все предметы изучаются на базовом уровне.
Количество часов на освоение содержание образования в учебном плане на 2024-2025
учебный год определено для пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года - 34 недели в 11-12 классах. Продолжительность
урока – 40 минут, после 2 урока перемена - 30 минут, остальные - 10 минут. Перед
факультативными занятиями перерыв на обед составляет 30 минут.
Учебный план включает следующие предметные области (учебные предметы):
филология (русский язык, литература), иностранный язык (иностранный язык), математика
и информатика (алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и
статистика, информатика), общественные науки (история, обществознание, география),
естественные науки (физика, биология, химия), физическая культура и основы безопасности
и защиты Родины (адаптивная физическая культура, основы безопасности и защиты
Родины), индивидуальный проект.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена
следующими учебными предметами:
- «Технология» (в 11 и 12 классах), данный курс вводится с целью профориентации
детей с ОВЗ, подготовки к трудоустройству. В ходе изучения данного курса обучающиеся
изучают основы полиграфического дела, 3D-моделирования и т.п.;
- «Алгебра и начала анализа» - дополнительный час для изучения в 11 классе;
- «Геометрия» - дополнительный час в 12 классе;
- «Подготовка к ГИА по математике» и «Подготовка к ГИА по русскому языку»,
данные курсы введены с целью подготовки обучающихся к государственной итоговой
аттестации;
- «История Карелии» в 12 классе, данный курс введен с целью реализации
регионального компонента.
Учебный план обеспечивает единство образовательного пространства школы и
гарантирует достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы
среднего общего образования, позволяющего обучающимся получить подготовку,
необходимую и достаточную для продолжения обучения в учреждениях профессионального
образования, для профессиональной деятельности и успешной социализации. И призван
обеспечить соответствующий стандартам среднего общего образования уровень знаний,
умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, приобщение к
общекультурным национальным ценностям, формирование компетентностей, позволяющих
осуществлять типичные социальные роли современного человека.
Учебная программа «Адаптивная физическая культура» адаптирована под
индивидуальные возможности обучающихся.
Учебный план предусматривает внеурочную деятельность по основным направлениям
развития личности, а также коррекционно-развивающие занятия по преодолению нарушений
психофизического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья. На
реализацию внеурочной деятельности в ГБОУ «Школа-интернат №21» отведено по 10 часов
в каждом классе, при этом не менее 5 часов отводится на индивидуальные/групповые
коррекционные занятия, а оставшиеся часы - на реализацию основных направлений
внеурочной деятельности.
Индивидуальные/групповые коррекционно-развивающие занятия у специалистов
(педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог) проводятся в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной
программы реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида с целью формирования и
развития психических процессов, преодоления недостатков психофизического развития
обучающихся, а также с целью психологической разгрузки перед итоговой аттестацией и с
целью профориентационных мероприятий. В коррекционно-развивающую область также
добавлен курс «Предметная коррекция» с целью отработки материала, вызывающего
трудности в усвоении обучающимися. И с целью реализации регионального компонента
добавлен курс «История Карелии» в 11 классе.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата вводится 1 час в неделю
занятия по курсу «ЛФК» (коррекция индивидуальных двигательных нарушений в
зависимости от тяжести поражения двигательного аппарата, коррекция нарушений мелкой
моторики, развитие двигательной активности, нормализация функций всех звеньев опорнодвигательного аппарата, обеспечение оптимальной подвижности во всех отделах
позвоночника и суставах, формирование мышечного корсета; повышение уровня
физического здоровья).
Внеурочная деятельность (кроме коррекционных занятий) в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования предусматривает занятия, которые
формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы
обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты,
школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно-полезные практики и т.д. При организации внеурочной
деятельности обучающихся образовательной организации используются возможности блока
дополнительного образования образовательной организации и учреждений дополнительного
образования.
В рамках внеурочной деятельности обязательно вводятся:
- цикл занятий «Разговоры о важном» - 1 час в неделю. Центральными темами
«Разговоров о важном» станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое
просвещение, нравственность, экология и др.;
- цикл занятий «Россия – мои горизонты» - 1 час в неделю в 11-12 классах.
Центральными темами стали вопросы профессиональной ориентации, знакомство с рынком
труда России и др.
Другие направления внеурочной деятельности:
Духовно-нравственное направление в школе представлено занятиями, цель которых
воспитание патриотического сознания школьников, формирование основ нравственного
поведения. По данному направлению в школе проводятся тематические классные часы о
духовности, культуре поведения и речи; конкурсы детского творчества на уровне школы,
округа, города, республики; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, «Уроки
мужества», акция «Открытка ветерану», конкурс рисунков и плакатов, оформление газет,
стендов и выставок о боевой славе русского народа, выпуск; фестиваль патриотической
песни, конкурс чтецов и т.д.
Общеинтеллектуальное направление в школе ориентировано на развитие
познавательных интересов детей, расширение их культурного кругозора, развитие
интеллектуальных способностей. В школе проводятся предметные недели; конкурсы,
олимпиады и др.; участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы,
города, республики; разработка различных проектов; реализуется программа «Логические
настольные игры»
Общекультурное направление внеурочной деятельности в школе создает условия для
творческого развития школьника, его самореализации, самопроявления, культурного
развития. Занятия ориентированы на развитие творческих способностей школьников. В
школе организуются экскурсии, Дни театра и музея, выставки детских рисунков, поделок и
творческих работ учащихся; проводятся тематические классные часы по внешнему виду
ученика, культуре поведения и речи; дети принимают участие в конкурсах, выставках
детского творчества на уровне школы, округа, города, республики; в концертах,
посвященных знаменательным датам, школьных праздниках; работает театральная,
вокальная и ИЗО-студии.
Спортивно-оздоровительное направление в школе ориентировано на формирование
интереса учеников к физкультуре и спорту, на воспитание полезных привычек как
альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа
жизни. Проводятся
«Дни здоровья», подвижные игры, спортивные соревнования,
праздники; а также беседы, классные часы по охране и сохранению здоровья; школа
принимает участие в окружных, городских и республиканских спортивных соревнованиях.
Социальное направление в школе представлено занятиями, цель которых развитие
мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; осознание
здорового и безопасного образа жизни; получение нового социального опыта и
коммуникативных компетенций; умелое выстраивание культуры межэтнического
отношений. По данному направлению проводятся субботники, различные экологические
акции, праздники и концерты; ролевые игры, творческие работы, конкурсы; социальные
проекты.
В образовательном учреждении проводятся различные виды контроля обучающихся.
Текущий контроль осуществляется в 11–12-х классах по всем предметам учебного плана и
предусматривает пятибалльное оценивание уровня знаний по предмету. Текущие оценки
ежедневно заносятся в журнал. Формы текущей аттестации определяет учитель с учетом
контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых
образовательных технологий.
Виды и формы текущего контроля:
1. Устные:
– устный ответ на поставленный вопрос;
– развернутый ответ по заданной теме;
– устное сообщение по избранной теме;
– декламация стихов и т. п.
2. Письменные:
– письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических
работ;
– написание диктанта, изложения, сочинения;
– выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной
работы, тестов.
3. Выполнение заданий с использованием информационно-коммуникационных
технологий:
– компьютерное тестирование;
– онлайн-тестирование с использованием интернет-ресурсов или электронных
учебников;
– выполнение интерактивных заданий.
Периодичность текущего контроля определяется учителем в соответствии с
образовательной программой предметов, курсов, графиком контрольных и лабораторных
работ.
Отметка за устный ответ выставляется в ходе урока и заносится в журнал и дневник
обучающегося. Отметка за письменную работу заносится учителем в журнал в соответствии
с нормативами проверки письменных и контрольных работ.
Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу после
пропуска занятий по уважительной причине.
Обучающимся 11-12-х классов оценки выставляются по итогам каждого полугодия.
Годовая оценка выставляется с учетом полугодовых оценок. Итоговая оценка в 12-м классе
выставляется как среднее арифметическое полугодовых и годовых оценок выпускника за
каждый год обучения по программе среднего общего образования и вносится в аттестат
целыми числами по правилам математического округления.
Промежуточной аттестации подлежат обучающиеся 11-12 классов школы. Письменные
самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по
пятибалльной системе. Отметка обучающихся за полугодие выставляется на основе
результатов письменных работ и устных ответов обучающихся и с учётом их фактических
знаний, умений и навыков.
Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по
одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам переводятся в
следующий класс условно. Обучающиеся вправе пройти повторную промежуточную
аттестацию не более двух раз до 30 сентября. Для проведения промежуточной аттестации во
второй раз в школе приказом директора создается комиссия.
Содержание адаптированной основной общеобразовательной программы среднего
общего образования реализуется с помощью учебных программ и учебников, которые
соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством
просвещения Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях. Учебный план полностью обеспечен необходимым
учебно-методическим комплексом и педагогическими кадрами.