Пояснителньая записка к учебному плану НОО 5.2

Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2 1 отделение)
ГБОУ РК «Школа-интернат №21»
на 2024-2025 учебный год
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (1 отделение)
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Карелия
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №21» на 2024-2025
учебный год составлен в соответствии с:
 Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Законом Республики Карелия от 20.12.2013 года №1755-ЗРК «Об образовании»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (вариант 5.2), утвержденного приказом
Министерством образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598;
 Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года №1023;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115;
 Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года №1 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
 Приказа Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от
05 мая 2006 года №598 в части реализации регионального (национально-регионального)
компонента государственного стандарта общего образования;
 уставом ГБОУ РК «Школа-интернат №21».
За основу взят учебный план АООП для обучающихся с ТНР, вариант 5.2 1 отделение.
Учебным планом определен перечень учебных областей, направлений коррекционноразвивающей и внеурочной деятельности, объем учебного времени, максимальный объем
учебной нагрузки обучающихся начальных классов.
Федеральный компонент учебного плана предусматривает 5-летний срок обучения в
начальной школе.
Количество часов на освоение содержание образования в учебном плане на 2024-2025
учебный год определено для пятидневной учебной недели.

Продолжительность учебного года - 33 недели в подготовительном, 1 классах, 34
недели в 4 классе. Продолжительность урока - 40 минут. После 2 урока перемена - 30
минут, остальные - 10 минут.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям
общеобразовательного учреждения в подготовительном классе используется "ступенчатый"
режим обучения: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый; ноябрь –
декабрь – 4 урока по 35 минут каждый, январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый.
Количество уроков в 1 (дополнительном) классе не превышает 4 уроков в день и 1 раз
в неделю 5 уроков (за счет урока адаптивной физической культуры), в 4 классе - 5 уроков в
день.
При обучении по адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования школьники с ТНР обучаются в условиях специального
малокомплектного класса для детей с тяжелыми нарушениями речи
и сходными
образовательными потребностями. Наполняемость специального класса не может
превышать 12 детей.
Структура учебного плана представляет собой единство обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
• формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях
основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил проведения в
экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть определяет состав учебных обязательных предметных областей,
которые должны быть обязательно реализованы:
 Русский язык и литературное чтение, учебные предметы: Русский язык, Обучение
грамоте, Литературное чтение.
 Математика и информатика, учебные предметы: математика.
 Обществознание и естествознание, учебный предмет: Окружающий мир.
 Основы духовно-нравственной культуры народов России, учебный предмет:
ОРКСЭ.
 Искусство, учебные предметы: музыка, изобразительное искусство.
 Технология, учебный предмет: технология.
 Физическая культура, учебный предмет: физическая культура (адаптивная
физическая культура).
Материал по ОБЖ включен в другие предметы, в частности в Окружающий мир (в
основном). Поскольку он входит в минимум содержания, то автоматически он изучается в
рамках самого предмета "Окружающий мир".
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
указывает перечень учебных предметов находящихся за пределами обязательных
предметных областей.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи эта часть учебного плана формируется участниками образовательных

отношений и предусматривает обеспечение удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и
речевом развитии, снижения общего уровня «школьных болезней», связанных с
нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата. Данная часть учебного
плана представлена учебными предметами:
- «Радость общения» 2 часа в неделю в 1 (дополнительном) и 4 классах.
- «Моя Карелия» 1 час в неделю со 2 по 4 класс - для расширения и углубления знаний
и представлений о родном крае.
- «Физическая культура (адаптивная физическая культура)» - дополнительно вводится
1 час в неделю.
Коррекционно-развивающая
область
включает
часы
следующих
курсов:
«Логопедическая ритмика», «Произношение», «Развитие речи», «Индивидуальная и
подгрупповая логопедическая работа». На индивидуальных и подгрупповых занятиях
преодолеваются специфические для каждого обучающегося речевые нарушения, что
обеспечивает успешность фронтального обучения обучающихся в условиях класса.
Занятия проводятся с одним обучающимся в течение 15 мин., с подгруппой (2-4
ученика) - 20-25 мин. Частота посещений индивидуальных занятий детьми 2 раза в неделю.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ГБОУ РК «Школаинтернат №21» реализует внеурочную деятельность.
Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на их развитие. 7 часов внеурочной деятельности
используются на коррекционно-развивающую работу. Вводится цикл занятий «Разговоры о
важном» - 1 час в неделю. Центральными темами «Разговоров о важном» станут
патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность,
экология и др.
Другие направления внеурочной деятельности представлены занятиями педагогов
дополнительного образования по выбору обучающихся, участием обучающихся в проектах,
конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Часы внеурочной деятельности не включаются в
общее количество максимальной нагрузки обучающихся.
Текущий контроль осуществляется во 2–4-х классах (во 2 классе оценивание
начинается со второго полугодия) по всем предметам учебного плана и предусматривает
пятибалльное оценивание уровня знаний по предмету. Текущие оценки ежедневно
заносятся в журнал. Формы текущей аттестации определяет учитель с учетом контингента
обучающихся, содержания учебного материала и используемых образовательных
технологий.
Виды и формы текущего контроля:
1. Устные:
– устный ответ на поставленный вопрос;
– развернутый ответ по заданной теме;
– устное сообщение по избранной теме;
– декламация стихов и т. п.
2. Письменные:
– письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических
работ;
– написание диктанта, изложения, сочинения;

– выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы,
контрольной работы, тестов.
3. Выполнение заданий с использованием информационно-коммуникационных
технологий:
– компьютерное тестирование;
– онлайн-тестирование с использованием интернет-ресурсов или электронных
учебников;
– выполнение интерактивных заданий.
Периодичность текущего контроля определяется учителем в соответствии с
образовательной программой предметов, курсов, графиком контрольных и лабораторных
работ.
Отметка за устный ответ выставляется в ходе урока и заносится в журнал и дневник
обучающегося. Отметка за письменную работу заносится учителем в журнал в соответствии
с нормативами проверки письменных и контрольных работ.
Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу
после пропуска занятий по уважительной причине.
Обучающимся 2–4-х классов оценки выставляются по итогам каждой четверти.
Годовая (итоговая) оценка во 2–4-х классах выставляется с учетом четвертных оценок.
В 1 (дополнительном), 1 классах, а также в первом полугодии 2 класса текущей и
промежуточной аттестации нет, применяется безотметочное обучение.
Используется комплексный подход в оценивании личностных, метапредметных,
предметных результатов образования обучающихся начальных классов.
В 1-4 классах используется накопительная система оценки в рамках Портфеля
достижений (Портфолио) обучающихся по трем направлениям:
- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы
наблюдений и т.д.);
- выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и
итоговые стандартизированные работы по обучению грамоте, математике, окружающему
миру;
- материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и
досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах,
конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д.).
В ходе освоения адаптированных образовательных программ при реализации
учебного плана НОО формируются базовые основы и фундамент всего последующего
обучения, в том числе:
 закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система
учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные
цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
 формируются универсальные учебные действия;
 развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и
способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и
одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего
отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования реализуется с помощью учебных программ и учебников, которые
соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством

просвещения Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях.
Учебный план полностью обеспечен необходимым учебно-методическим комплексом
и педагогическими кадрами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».