Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования для
обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
ГБОУ РК «Школа-интернат №21»
на 2024-2025 учебный год
Учебный план на 2024-2025 учебный год формируется в соответствии со следующими
нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Закон Республики Карелия от 20 декабря 2013 года №1755-ЗРК «Об образовании»;
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года №1025;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года №1 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказ Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 05
мая 2006 года №598 в части реализации регионального (национально-регионального)
компонента государственного стандарта общего образования;
Устав ГБОУ РК «Школа-интернат №21».
Образовательный процесс обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего
образования организован в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС основного
общего образования) и предусматривает пятилетний срок обучения, но с учетом
своеобразия психофизического развития обучающихся с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с сохранным
интеллектом обучение в основной школе пролонгируется до 6 лет.
Количество часов на освоение содержание образования в учебном плане на 2024-2025
учебный год определено для пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года - 34 недели в 5-10 классах, продолжительность
урока - 40 минут, после 2 урока перемена - 30 минут, остальные - 10 минут. Перед
факультативными занятиями перерыв на обед составляет 30 минут.
По данному учебному плану в 2024-2025 учебном году будет обучаться 9 класс.
Учебный план по ФГОС основного общего образования включает следующие блоки:
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Предусматривается урочная деятельность и внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность не входит в обязательные часы учебного плана и
реализуется во 2 половине дня в количестве 1750 часов на данный уровень образования в
соответствии с отдельным планом мероприятий.
Обязательная часть учебного плана предусматривает реализацию в полном объеме
федерального компонента ФГОС основного общего образования в основной школе. Он
обеспечивает единство образовательного пространства школы и гарантирует достижение
результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы общего
образования, позволяющего обучающимся получить подготовку, необходимую и
достаточную для продолжения обучения на следующем уровне образования, для
профессиональной деятельности и успешной социализации.
Обязательная часть учебного плана включает в себя основные учебные предметы
общеобразовательного учреждения: русский язык, литература, иностранный язык
(английский), математика, алгебра, геометрия, история, обществознание (включая
экономику и право), география, физика, биология, основы духовно-нравственной культуры
народов России, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура.
Учебные предметы призваны обеспечить соответствующий ФГОС основного общего
образования уровень знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и
человеке, приобщение к общекультурным национальным ценностям, формирование
компетентностей, позволяющих осуществлять типичные социальные роли современного
человека.
По предмету «Труд (технология)», «Адаптивная физическая культура» учебные
программы адаптированы под индивидуальные возможности обучающихся и не
предполагают деление класса по гендерному признаку – на группы мальчиков и девочек.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает в себя:
- учебный курс «Моя Карелия» 1 раз в неделю в 7-9 классах. Цель предмета реализация национально-регионального компонента плана по расширению и углублению
знаний детей о нашей Родине, формирование их жизненных компетенций;
- увеличение часов, предусмотренных на изучение учебного предмета «Иностранный
язык» (в 10 классе);
Учебный план предусматривает внеурочную деятельность по основным направлениям
развития личности, а также коррекционно-развивающие занятия по преодолению
нарушений психофизического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
На реализацию внеурочной деятельности в ГБОУ «Школа-интернат №21» отведено по 10
часов в каждом классе, при этом не менее 5 часов отводится на индивидуальные/групповые
коррекционные занятия, а оставшиеся часы - на реализацию основных направлений
внеурочной деятельности.
Индивидуальные/групповые коррекционно-развивающие занятия у специалистов
(педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог) проводятся в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной
программы реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида с целью формирования и
развития психических процессов, преодоления недостатков психофизического развития
обучающихся.
Группы комплектуются с учетом однородности коррекционно-развивающих задач
по преодолению речевых, двигательных и других нарушений. Наполняемость групп
составляет 2-4 человек. Продолжительность групповых и индивидуальных коррекционноразвивающих занятий до 20-25 мин.
Для обучающихся с ОВЗ вводится 2 часа в неделю коррекционных занятий по курсу
«Предметная коррекция», направленных на ликвидацию пробелов в знаниях по основным
предметам. Необходимость специальных коррекционных занятий по предметам,
направленных на ликвидацию пробелов в знаниях, вызвана тем, что у обучающихся с НОДА
пробелы в знаниях обусловлены дефицитом отдельных когнитивных функций, в первую
очередь недостаточной сформированностью пространственных представлений, что
выявляется при обследовании с помощью сенсибилизированых проб. Этот дефицит
сохраняется у части обучающихся в подростковом и юношеском возрасте и вызывает
затруднения в овладении геометрическим понятиями, при овладении программными
материалом по предмету "Русский язык", знаниями по отдельным темам предметной области
"Естественно-научные предметы", при работе с картами (особенно контурными) и т.д. В 10
классе занятия по курсу «Предметная коррекция» направлены на подготовку к
государственной итоговой аттестации.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата вводится 1 час в неделю
занятия по курсу «Лечебная физическая культура» (коррекция индивидуальных
двигательных нарушений в зависимости от тяжести поражения двигательного аппарата,
развитие мелкой моторики и коррекция ее нарушений, развитие двигательной активности,
нормализация функций всех звеньев опорно-двигательного аппарата, обеспечение
оптимальной подвижности во всех отделах позвоночника и суставах, формирование
мышечного корсета; повышение уровня физического здоровья).
Внеурочная деятельность (коррекционных занятий) в соответствии с требованиями
ФГОС основного общего образования предусматривает занятия, которые формируется с
учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы
обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты,
школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно-полезные практики и т.д. Проектная работа во внеурочной
деятельности с обучающимися 5-10-х классов осуществляется под руководством учителейпредметников и классных руководителей при участии в школьных, окружных, городских,
республиканских и т.д. конкурсах. При организации внеурочной деятельности
обучающихся образовательной организации используются возможности блока
дополнительного
образования
образовательной
организации
и
учреждений
дополнительного образования
Во внеурочной деятельности отдельно выделен курс:
- цикл занятий «Разговоры о важном» - 1 час в неделю в 5-10 классах.
Центральными темами «Разговоров о важном» станут патриотизм и гражданское
воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др.
- цикл занятий «Россия – мои горизонты» - 1 час в неделю в 6-10 классах.
Центральными темами стали вопросы профессиональной ориентации, знакомство с рынком
труда России и др.
Духовно-нравственное направление в школе представлено занятиями, цель которых
воспитание патриотического сознания школьников, формирование основ нравственного
поведения. По данному направлению в школе проводятся тематические классные часы о
духовности, культуре поведения и речи; конкурсы детского творчества на уровне школы,
округа, города, республики; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, «Уроки
мужества», акция «Открытка ветерану», конкурс рисунков и плакатов, оформление газет,
стендов и выставок о боевой славе русского народа, выпуск; фестиваль патриотической
песни, конкурс чтецов и т.д., а также циклом занятий «Разговоры о важном» - 1 час в
неделю. Центральными темами «Разговоров о важном» станут патриотизм и гражданское
воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др.
Общеинтеллектуальное направление в школе ориентировано на развитие
познавательных интересов детей, расширение их культурного кругозора, развитие
интеллектуальных способностей. В школе проводятся предметные недели; конкурсы,
олимпиады и др.; участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы,
города, республики; разработка различных проектов; реализуется программа «Логические
настольные игры»
Общекультурное направление внеурочной деятельности в школе создает условия для
творческого развития школьника, его самореализации, самопроявления, культурного
развития. Занятия ориентированы на развитие творческих способностей школьников. В
школе организуются экскурсии, Дни театра и музея, выставки детских рисунков, поделок и
творческих работ учащихся; проводятся тематические классные часы по внешнему виду
ученика, культуре поведения и речи; дети принимают участие в конкурсах, выставках
детского творчества на уровне школы, округа, города, республики; в концертах,
посвященных знаменательным датам, школьных праздниках; работает театральная,
вокальная и ИЗО-студии.
Спортивно-оздоровительное направление в школе ориентировано на формирование
интереса учеников к физкультуре и спорту, на воспитание полезных привычек как
альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа
жизни. Проводятся
«Дни здоровья», подвижные игры, спортивные соревнования,
праздники; а также беседы, классные часы по охране и сохранению здоровья; школа
принимает участие в окружных, городских и республиканских спортивных соревнованиях.
Социальное направление в школе представлено занятиями, цель которых развитие
мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; осознание
здорового и безопасного образа жизни; получение нового социального опыта и
коммуникативных компетенций; умелое выстраивание культуры межэтнического
отношений. По данному направлению проводятся субботники, различные экологические
акции, праздники и концерты; ролевые игры, творческие работы, конкурсы; социальные
проекты.
В образовательном учреждении проводятся различные виды контроля обучающихся.
Целями текущей, промежуточной и итоговой аттестации являются: получение объективной
информации об уровне достижения планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов основного общего образования, соотнесение этого уровня с
требованиями государственного образовательного стандарта, обеспечение эффективной
обратной связи, позволяющей осуществлять регулирование (управление) образовательного
процесса.
Промежуточной аттестации подлежат обучающиеся 10 класса школы. Письменные
самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся 10 класса оцениваются
по пятибалльной системе. Отметка обучающихся за четверть выставляется на основе
результатов письменных работ и устных ответов обучающихся и с учётом их фактических
знаний, умений и навыков. В 10 классе по всем предметам выставляются годовые отметки с
учетом сдачи ГИА.
Содержание адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования реализуется с помощью учебных программ и учебников, которые
соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством
просвещения Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях. Учебный план полностью обеспечен необходимым
учебно-методическим комплексом и педагогическими кадрами.
Примечание:
Обучение детей с задержкой психического развития проводится по учебному плану и
программам для обучающихся, не имеющих каких-либо первичных нарушений развития с
учетом личностно-ориентированного подхода, работы по индивидуальному плану в
обучении отдельным учебным предметам посредством адаптации содержания программы,
отбора методов и средств обучения, постепенного уложения материала и способов работы с
ним.