Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №21»
(ГБОУ РК «Школа-интернат № 21»)
Рассмотрена и принята на
Утверждена 30 августа 2015 года
педагогическом совете
Директор школы
30.08.2015 года
__________И.А.Неровня
Изменения рассмотрены и
приняты на педагогическом
совете
13.03.2020 г.
Изменения утверждены
13.03.2020 г.
Директор ГБОУ РК «Школаинтернат №21»
_________И.А.Неровня
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
(ВАРИАНТ 6.4.)
Срок освоения - 9 лет
Петрозаводск, 2015
Содержание
4. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ
МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 6.4.)
4.1. Целевой раздел
4.1.1. Пояснительная записка
4.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной
отсталостью и ТМНР адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования и программы коррекционной
работы
4.1.3. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью и
ТМНР планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования и
программы коррекционной работы
4.2. Содержательный раздел
4.2.1. Программа формирования базовых учебных действий
4.2.2 Программа учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области
4.2.3. Программа нравственного развития (воспитания)
4.2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни
4.2.5. Программа коррекционной работы
4.2.6. Программа внеурочной деятельности
4.3. Организационный раздел
4.3.1. Учебный план
4.3.2. Система условий реализации адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования обучающихся с
ТМНР
4.1. Целевой раздел
4.1.1. Пояснительная записка
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования, основного общего образования:
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов
основываются на индивидуальных возможностях и индивидуальных образовательных
потребностях обучающегося с ТМНР.
Обучающийся с умственной отсталостью (в умеренной, тяжелой или глубокой
степени), сочетающейся с двигательными нарушениями, а в ряде случаев еще и с
сенсорными, эмоционально-волевыми и соматическими расстройствами, интеллектуальное
развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 6.3.) либо он испытывает
существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 6.4. АООП, на
основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную
образовательную программу (СИОП), учитывающую индивидуальные образовательные
потребности обучающегося.
Принципы и подходы к формированию АООП НОО, ООО представлены в разделе 1.
Общие положения.
Общая характеристика
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы начального общего образования
Для таких обучающихся с характерно сочетание нарушений интеллектуального
развития с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами
аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени
и сочетающимися в разных вариантах.
АООП НОО, ООО обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР (вариант 6.4.)
включает: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений.
АООП реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную
деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а
также другими нормативно-правовыми документами.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Для детей с тяжелыми множественными нарушениями характерно сочетание
нарушений опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести с нарушениями
интеллектуального развития, сенсорными нарушениями, расстройствами аутистического
спектра и эмоциональноволевой сферы, выраженными в различной степени и
сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются соматические
заболевания, которые значительно осложняют развитие и обучение. ТМНР представляет
собой не сумму различных ограничений, а сложное переплетение между всеми
нарушениями, составляющими ее структуру. В связи с этим человеку требуется
значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки,
оказываемой при каком-то одном нарушении.
Выявляется значительная неоднородность этой группы детей по количеству,
характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии,
специфики их сочетания. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми
множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными
параметрами. Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной
сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных
функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют
развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников.
Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза
нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени
выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от
сроков и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной
деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным
оказываются подходы, требующие от ребенка абстрактного мышления, процессов анализа и
синтеза. В связи с этим возникают серьезные трудности в усвоении «академического»
компонента различных программ дошкольного, а впоследствии и школьного образования.
Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто
гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети оказываются
неспособны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние, что не редко
вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении
вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы детей с ТМНР. Интерес к
какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный,
неустойчивый характер.
Обучающиеся с ТМНР, имеют тяжелые двигательные нарушения неврологического
генеза (ДЦП в форме спастической диплегии, гиперкинетической формы тяжелой степени
выраженности, смешанной формы и т.д.), вследствие которых они полностью или почти
полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании,
предметной деятельности и коммуникации. У части детей со спастической диплегией
наблюдается эпилепсия. Припадки наблюдаются часто, их очень тяжело контролировать.
Почти в половине случаев расстройства опорно-двигательной системы сопровождаются
патологиями черепных нервов: атрофией зрительных нервов, косоглазием, нарушениями
слуха и псевдобульбарными расстройствами.
Зачастую у детей отмечают микроцефалию, носящую вторичный характер. Дети с
тяжелой спастической диплегией и двойной гемиплигией редко способны к ходьбе, не
могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении, испытывают
затруднения с речью и её пониманием. Отсутствие мотивации и тяжелые дефекты моторики
рук исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность.
Большинство обучающихся данной группы имеют тяжелые дизартрические
расстройства, что затрудняет понимание их речи, а у некоторых детей отмечается анартрия
(отсутствие речи вследствие тяжелого поражения мыщц артикуляционного аппарата).
Интеллектуальное развитие этой группы различно. Степень умственной отсталости
колеблется от умеренной до глубокой. Развитие тех детей данной группы, у которых менее
выражено
интеллектуальное
недоразвитие,
благоприятствует
формированию
представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у
большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет
предположить возможность обучения таких детей пользоваться невербальными средствами
коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных
двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.)
создаёт предпосылки для обучения детей выполнению отдельных операций по
самообслуживанию и предметно-практической деятельности.
Учет типологических особенностей позволяет решать, прежде всего, задачи
организации обучения и воспитания детей в образовательной организации: определение
достаточного количества сопровождающих взрослых в соответствии с потребностью в
физической помощи детям, выбор технических средств (вспомогательных и
дидактических), планирование форм проведения уроков (индивидуальных, групповых) и др.
Дети с тяжёлыми двигательными нарушениями неврологического генеза могут обучаться
как в образовательной организации для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, так и в образовательной организации для детей с умственной отсталостью.
Дети имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза и, как
следствие, полную или почти полную зависимость от посторонней помощи в
передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой
группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность
конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с
несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения
экспрессивной речи. Степень умственной отсталости колеблется от выраженной до
глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием
имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для
социальной адаптации детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и
взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами
коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных
двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.),
создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций
самообслуживания и предметно-практической деятельности. Обучение строится с учётом
специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими
особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
и ТМНР.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения
психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса,
находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно
выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с
НОДА:
•
обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
• требуется введение в содержание обучения специальных разделов;
• необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в
том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий),
обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
• индивидуализация обучения в соответствии с потенциальными возможностями;
• наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы
учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
• специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной
коммуникации;
• коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по
всему спектру коммуникативных ситуаций;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды;
• максимальное расширение образовательного пространства - выход за пределы
образовательного учреждения.
Для этой группы обучающихся учет особенностей и возможностей обучающихся
реализуется как через образовательные условия, так и через содержательное и смысловое
наполнение учебного материала. Усиление практической направленности обучения с
индивидуальной дифференцированностью требований в соответствии с особенностями
усвоения учебного материала обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями
развития. Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию,
психологическую и логопедическую помощь.
4.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной
отсталостью и ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования и программы коррекционной работы
В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ применительно к варианту 6.4.
адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения
может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического
развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим,
требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой
описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися с
умственной отсталостью АООП, которые рассматриваются в варианте 6.4. как возможные
(примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими
образовательными потребностям обучающихся.
Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению
нового знания и его применению.
Возможные личностные результаты освоения адаптированной образовательной
программы заносятся в СИОП и должны отражать:
1) формирование основ персональной идентичности, осознание своей
принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина России;
2) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира,
покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
4.1.3. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью и
ТМНР
планируемых
результатов
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования и программы
коррекционной работы.
Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения
обучающимся СИОП, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:
что обучающийся должен знать и уметь на данном уровне образования,
что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения обучающихся особо важно учитывать, что у
детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и
даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их
обучения и развития в целом.
Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд
факторов:
• особенности текущего психического и соматического состояния каждого
обучающегося;
• в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные
обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии,
рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная
речь);
• формы выявления возможной результативности обучения должны быть
вариативными и разрабатываться индивидуально в тесной связи с практической
деятельностью детей;
• способы выявления умений и представлений обучающихся с ТМНР могут быть
представлены как в традиционных, так и других формах, в том числе в виде выполнения
практических заданий;
• в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться
необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные
словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу,
по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым);
• при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень
выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по
образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе с
взрослым);
• выявление результативности обучения должно быть направлено не только на
определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых
обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития.
• выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной
отсталостью и ТМНР в каждой образовательной области должно создавать основу для
дальнейшей корректировки СИОП, конкретизации плана дальнейшей коррекционноразвивающей работы.
Оценка должна отражать степень самостоятельности обучающегося при выполнении
действий, операций, направленных на решении конкретных жизненных задач,
сформулированных в СИОП. Оценка фиксирует насколько самостоятельно или с помощью
(значительной или частичной физической, по образцу, подражанию или по инструкции и
т.д.) обучающийся выполняет осваиваемые действия и насколько он использует
сформированные представления для решения жизненных задач.
Оценка результатов образования представляется в виде характеристики по каждому
предмету, включенному в СИОП обучающегося, а анализ результатов позволяет оценить
динамику развития его жизненной компетенции.
Для оценки результатов развития жизненной компетенции обучающегося
предлагается использовать метод экспертной группы (на междисциплинарной основе).
Экспертная группа должна объединить представителей всех заинтересованных участников
образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка
в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения ребёнка и динамики
его развития в повседневной жизни. Результаты анализа должны быть представлены в
удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный
уровень жизненной компетенции. Оцениваются обучающиеся по 5-бальной системе по
полугодиям в соответствии с Положением об оценивании обучающихся с ТМНР.
4.2. Содержательный раздел
4.2.1. Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с ТМНР единая
с обучающимися по варианту 6.3. Текст программы смотри АООП вариант 6.3. с учетом
психо-физических возможностей детей.
4.2.2 Программа учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области
Язык и речевая практика
Общение
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными.
• Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений),
неспецифических жестов.
• Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: воспроизводящими
заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.),
коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др.
2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих
возрасту житейских задач.
• Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные
и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
• Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом,
взглядом; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими
изображениями объектов и действий путем указательного жеста; использование доступных
жестов для передачи сообщений; общение с помощью электронных средств коммуникации
(коммуникатор, планшет и др.)
3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего
мира, личным опытом ребенка.
• Понимание слов, обозначающих объекты, явления природы, рукотворного мира.
• Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова.
• Различение и узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо известных предметов и действий.
• Умение читать и при возможности писать буквы, слоги, слова.
Математика и применение математических знаний.
Математические представления:
1) Элементарные математические представления о цвете, форме, величине;
количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.
• Умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
• Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. Умение
различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много, большой - маленький и
т.д.).
• Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками,
составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам,
соотносить время с началом и концом деятельности.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в
доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность.
• Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать
его цифрой.
• Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.
• Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.
• Умение обозначать арифметические действия знаками.
• Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач.
• Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться
карманными деньгами и т.д.
• Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и
измерительными приборами.
• Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
• Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса,
телефона и др.
Искусство.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
1) Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в
повседневной жизни.
• Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
• Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
• Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования,
лепки, аппликации.
2) Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности.
• Получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности.
• Стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей
работы.
• Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
• Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной
творческой деятельности.
• Умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной
деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах
рисунков.
Музыка.
1) Развитие восприятия, накопление впечатлений и практического опыта в процессе
слушания музыки, просмотра музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных
выступлений, активного участия в игре на доступных музыкальных инструментах,
движении под музыку, пении.
• Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение
под музыку, игра на музыкальных инструментах).
• Умение слушать разную по характеру музыку и двигаться в соответствии с
характером музыкального произведения.
• Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии
игрой на музыкальных инструментах.
• Получение удовольствия, радости от совместной и самостоятельной музыкальной
деятельности.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
• Умение получать радость от совместной и самостоятельной музыкальной
деятельности.
• Умение использовать навыки, полученные на занятиях по музыкальной
деятельности, для участия в представлениях, концертах, спектаклях.
Естествознание
Развитие речи и окружающий природный мир
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям.
• Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
• Расширение представлений об объектах неживой природы (огне, почве, земле,
воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной поверхности, полезных ископаемых).
• Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных
изменениях, их влиянии на жизнь человека.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
• Интерес к объектам живой природы.
• Расширение представлений о животном и растительном мире (грибах, ягодах,
птицах, рыбах и т.д.).
• Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за
ними.
• Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
• Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
• Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели,
месяца и т.д.
Человек
1) Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.
• Представления о собственном теле.
• Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
• Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
• Отнесение себя к определенному полу.
• Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы,
желания.
• Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, свои интересы, хобби и др.
• Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.
2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами.
• Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое),
локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.
• Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук
после посещения туалета и др.), чередовать их с занятиями.
3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
• Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной
роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Самообслуживание.
1) Умение решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей.
• Умение обслуживать себя или принимать помощь при одевании и раздевании,
приеме пищи и питье и других гигиенических процедурах.
• Умение сообщать о своих потребностях.
• Умение следить за своим внешним видом.
Обществознание
Окружающий социальный мир
1) Представления о мире, созданном руками человека
• Интерес к объектам, изготовленным руками человека.
• Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель,
оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
• Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной
жизнедеятельности.
2) Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
• Представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач,
водитель и т.д.).
• Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.),
правилах поведения согласно социальной роли.
• Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной
ситуации соответственно роли.
3) Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного
взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
• Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы
контакта соответствующих возрасту и полу ребенка.
4) Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях,
занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное).
• Умение находить друзей на основе личностных симпатий.
• Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь,
сопереживать, сочувствовать.
• Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной
трудовой деятельности.
• Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов.
5) Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной
жизни.
• Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них,
получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной
деятельности.
• Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в
школе.
• Умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников.
6) Представления об обязанностях и правах ребенка.
Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность
личности и достоинства и др.
• Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, гражданина и др.
7) Формирование представления о России.
• Представление о государственной символике.
• Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Физическая культура
Адаптивная физкультура
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений.
• освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть,
стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);
• освоение двигательных навыков, координации движений,
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью
• Умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой:
усталость после активной деятельности, болевые ощущения в мышцах после физических
упражнений.
Технологии
Предметные действия.
1) Овладение предметными действиями как необходимой основой для
самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
• интерес к предметному рукотворному миру;
• умение выполнять простые действия с предметами и материалами;
• умение соблюдать очередность (в парной игре с предметами, в диалоге, при
выполнении трудовых операций и др.);
• умение следовать алгоритму / расписанию при выполнении предметных действий.
Домоводство.
1) Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома и в школе.
• Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности) совместно со
взрослыми.
• Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с
общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и
взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные
ситуации дома и в школе.
Программы коррекционно-развивающих курсов
Сенсорное развитие.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт
человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной
степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок
воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не
формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в
его жизни имеет чувственный опыт, который накапливается в процессе восприятия
различных ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на
сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов
сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и
физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное
систематическое воздействие на различные анализаторы.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие»,
«Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха»,
«Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному.
Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых
ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются
психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная
отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения
формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать
свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет
ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение,
включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны,
игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных
по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек,
вибромассажеры и т.д.
Содержание коррекционного курса.
Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на
неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете,
расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за
движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу,
вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного
на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся
источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение
звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.
Кинестетическое восприятие. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на
прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево,
металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный,
теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная
реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на
поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное).
Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение
тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам
(температура, фактура, влажность, вязкость).
Восприятие запаха. Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху.
Восприятие вкуса. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым
качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий,
сыпучий). Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов
(горький, сладкий, кислый, соленый).
Предметно-практические действия
Вследствие органического поражения ЦНС процессы восприятия, памяти, мышления,
речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование
предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР,
достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне
неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая
помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической
деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических
манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные
действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами»,
«Действия с предметами».
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и
осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной
деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем
используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной
бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические
действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,
бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной
фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Содержание коррекционного курса.
Действия с материалами. Сминание материала. Разрывание материала. Размазывание
материала. Разминание материала. Пересыпание материалов. Переливание материалов.
Наматывание материала.
Действия с предметами. Захват, удержание, отпускание предмета. Встряхивание
предмета. Толкание предмета. Вращение предмета. Нажимание на предмет (всей рукой,
пальцем). Сжимание предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет.
Вынимание предметов. Складывание предметов. Перекладывание предметов. Вставление
предметов. Нанизывание предметов.
Двигательное развитие
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие
двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и
функций человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорнодвигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной
деятельности обучающихся. Поэтому работа по поддержанию и развитию способности к
движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью
данного коррекционного курса.
Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально
организованных занятиях, проводимых инструкторами лечебной физкультуры и/или
учителями адаптивной физкультуры.
Содержание коррекционного курса.
поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечнососудистой системы и других внутренних органов); мотивация двигательной активности;
поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и
профилактика возможных нарушений; обучение переходу из одной позы в другую;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью
технических средств реабилитации);
формирование функциональных двигательных навыков, которые ребенок в
дальнейшем научится использовать в повседневной жизни; развитие функции руки, в том
числе мелкой моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение
сенсомоторного опыта.
Техническое оснащение курса включает: технические
средства
реабилитации
(кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза;
мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители;
автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки,
коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники и др.
Альтернативная коммуникация.
Общение - это неотъемлемая составляющая жизни человека. Каждый человек
занимает в обществе определенное место и всегда находится в каких- либо отношениях с
другими окружающими людьми. Для ребенка с ТМНР обучение общению представляет
большую значимость. Его учат выражать свои желания, нужды, просить о помощи,
реагировать на слова говорящих с ним людей. Эта способность является тем средством, с
помощью которого он адаптируется в окружающем мире и учится жить в нем. Ребенок с
ТМНР, не владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что
затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является обучение
ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства
общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или
замены речи (в случае ее отсутствия).
Коррекционная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с обучением по предмету
«Общение». Приоритетной задачей коррекционного курса является обучение детей
альтернативной коммуникации как средству, а в рамках предмета «Общение» происходит
обучение детей умению пользоваться этим средством.
Техническое оснащение курса включает: предметы, графические изображения,
знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв,
коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради, записывающие устройства
(например: Language Master “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker” и др.), а также
компьютерные програмы (например: PicTop) и синтезирующие речь устройства (например:
Apple iPad и программа «Общение» и др.).
Содержание коррекционного курса.
Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста,
предмета, графического изображения, знаковой системы.
Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства
коммуникации.
Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в
школе, дома и в других местах.
Освоение технических коммуникативных устройств, например, записывающих
устройств: Language Master “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker” и др., а также
компьютерных устройств, синтезирующих речь, например, Apple iPad (программа
«Общение» и др.).
Коррекционно-развивающие занятия
Коррекционно-развивающие занятия направлены:
на реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с ТМНР не
предусмотренных содержанием программ по учебным предметам;
на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений,
которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Возможности усвоения программного материала у разных детей с ТМНР определяют
объем и содержание необходимой помощи каждому обучающемуся. Учитывая особенности
психофизического развития и индивидуальные возможности конкретного обучающегося,
образовательная организация может расширить содержание включенного в СИОП учебного
предмета дополнительными задачами.
4.2.3. Программа нравственного развития (воспитания)
Программа нравственного развития (воспитания)обучающихся с ТМНР направлена на
обеспечение их нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и
других институтов общества.
Программа единая с программой варианта 6.3.
В основу положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные
ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у
них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа обеспечивает:
• организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся
использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения;
• формирование целостной образовательной среды, включающей урочную,
внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную,
этническую и региональную специфику.
4.2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни
Программа единая с программой варианта 6.3. обеспечивает:
• формирование представлений об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и
окружающей среды;
• формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
• пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил
здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной
деятельности и общения;
• формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое),
локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым;
• умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук
после посещения туалета и др.), чередовать их с занятиями;
• потребность содержать тело, одежду в чистоте, следить за своим внешним видом;
• формирование установок на использование здорового питания;
• использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их
возрастных, психофизических особенностей;
• развитие потребности в занятиях адаптивной физической культурой;
• соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
• формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся
(сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие
психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
• становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление
алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
• формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым
вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие
готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков
личной гигиены;
• формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших
умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные
направления и перечень организационных форм.
4.2.5. Программа коррекционной работы
Программа единая с программой варианта 6.3.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
и социальной помощи обучающимся с ТМНР с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии и ИПР);
Программа коррекционной работы содержит: перечень, содержание и план
реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ТМНР;
систему
комплексного
психолого-медико-педагогического
и
социального
сопровождения обучающихся с ТМНР в условиях образовательного процесса,
включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью
выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития
обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной
программы, корректировку коррекционных мероприятий;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
учителей, специалистов в области сопровождения, медицинских работников
образовательной организации и специалистов других организаций, специализирующихся в
области семьи и других институтов.
4.2.6. Программа внеурочной деятельности
Программа единая с программой варианта 6.3.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(адаптивно-спортивное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, олимпиады, соревнования и т.д.
Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся с ТМНР
путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная
деятельность разных обучающихся (с НОДА,ТМНР и без таковых), различных организаций.
Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и
интересов как обучающихся с НОДА, с ТМНР так и их обычно развивающихся
сверстников.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности
сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования
детей, организаций культуры и адаптивного спорта). В период каникул для продолжения
внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их
оздоровления. Задачи, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в СИОП.
4.3. Организационный раздел
4.3.1. Учебный план
Учебный план составлен с учетом требований федерального государственного
образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
вариант 6.4, в соответствии с АООП для обучающихся с НОДА, на основании участия в
апробации реализации ФГОС для обучающихся с НОДА на территории РК, учебными
программами по предметам, уставом ГБОУ РК «Школа-интернат №21», санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.2 1178-02.
За основу взят учебный план АООП для обучающихся с НОДА, вариант 6.4. в связи с
особенностью состояния здоровья обучающихся.
Федеральный компонент учебного плана предусматривает 9-летний срок обучения в
школе.
Количество часов на освоение содержание образования в учебном плане определено
для пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года – 33 недели в подготовительном классе, 35 недель
в 9 классе. Продолжительность урока условна - до 40 минут. После 2 урока перемена - 30
минут, остальные - 10 минут. Предусмотрен «Час реабилитации» для каждого класса 1 раз в
день, представляющий собой динамические паузы в учебных занятиях, занятия со
специалистами школы, медицинским персоналом, в связи с особенностями состояния
здоровья обучающихся.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям
общеобразовательного учреждения в подготовительном классе используется "ступенчатый"
режим обучения: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый; ноябрь –
декабрь – 4 урока по 35 минут каждый, январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый.
В связи с апробацией ФГОС для обучающихся с НОДА с 2014-2015 учебного года, 9
класс перешел на учебный план вариант 6.4. с 2015-2016 учебного года как не
противоречащий БУП 2002 года, по которому класс начинал обучение. Переход вызван
необходимой оптимизацией в организации обучения детей с ТМНР, не обслуживающих
себя самостоятельно.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной
категорией детей относится к пропедевтическому уровню. Это отражается в названии
учебных предметов: Развитие речи и окружающий мир, Альтернативное чтение, Графика и
письмо, Математические представления и конструирование, Музыка и движение, Здоровье
и основы безопасности жизнедеятельности, Социально-бытовая ориентировка, Ручной
труд, Адаптивная физкультура. Содержание обучения направлено на социализацию,
коррекцию личности и познавательных возможностей обучающихся. На первый план
выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием
практических общеучебных знаний и навыков.
Занятия по выбору образовательной организации обеспечивают реализацию особых
образовательных потребностей детей с НОДА и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и/или физическом развитии. Включают в себя 3 учебных часа.
Коррекционно-развивающая область учебного плана реализуется через предметы,
включающие в себя систему фронтальных и индивидуальных занятий с обучающимися.
Внеурочная деятельность представлена коррекционно-развивающими занятиями по
направлениям
развития
личности
(духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, адаптивно-спортивное). Предоставляется
участием обучающихся в занятиях с педагогами дополнительного образования,
праздниках, конкурсах школы.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не учитывается при определении
максимально допустимой нагрузки на обучающегося.
Обязательные индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных
функций предусматривают занятия ЛФК. Группы комплектуются с учетом однородности
и выраженности речевых, двигательных других нарушении. Наполняемость групп - 2-4
обучающихся. Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 20-25 мин.,
занятий по ЛФК до 40 мин.
Занятия ЛФК проводятся по группам в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Текущая и промежуточная аттестация осуществляется по полугодиям решением
экспертной комиссии по 5-бальной системе, на основании «Положения школы об
оценивании обучающихся с ТМНР, не обслуживающих себя самостоятельно».
Учебный план полностью обеспечен необходимым учебно-методическим комплексом
и педагогическими кадрами.
Учебный план
АООП начального общего образования обучающихся с НОДА и умеренной и
тяжелой умственной отсталостью (вариант 6.4.)
ГБОУ РК "Школа-интернат №21"
Предметные
области
Учебные предметы
Обязательная часть
Общение и чтение
Язык и речевая
практика
письмо
Математика
Математические
представления
Окружающий мир Развитие речи и
окружающий природный
мир
Человек
Жизнедеятельность
человека
Самообслуживание
Искусство
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Предметные действия
Адаптивная
Адаптивная физическая
физическая
культура
культура (АФК)
Итого:
Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса при
5-дневной неделе
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность:
- коррекционно-развивающая работа:
индивидуальные и групповые коррекционно-
Количество часов в неделю
Подгот.
I
II
III
IV
9В
4
3
4
4
3
4
4
3
4
4
3
4
4
3
4
4
3
4
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
20
1
20 21
1 2
21
2
21
2
21
2
21
21 23
23
23
23
10
5
5
10 10
5 5
5 5
10
5
5
10
5
5
10
5
5
развивающие занятия
- другие направления внеурочной деятельности
Всего к финансированию
5
31
5 5
31 33
5
33
5
33
5
33
4.3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающимся с умственной отсталостью
и ТМНР.
Кадровые условия
Школа укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками
имеющими, профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности.
Образовательная организация обеспечивает работникам возможность повышения
профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы,
применения, обобщения и распространения опыта использования современных
образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с НОДА.
В штат специалистов образовательной организации, реализующей варианты программ
6.4. для обучающихся с НОДА, входят учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели,
педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре),
социальные педагоги, медицинские работники.
Финансовые условия
Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного
образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ.
Финансовые условия реализации основной общеобразовательной программы
начального общего образования детей с ТМНР должны:
- обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований
Стандарта;
- обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы
начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного
процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю;
- отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной
общеобразовательной программы начального общего образования и достижения
планируемых результатов, а также механизм их формирования.
Материально-технические условия
Важным условием реализации основной общеобразовательной программы НОО для
обучающихся с НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа
обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации.
Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку
беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов,
подъемников, поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть
доступно ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью
приспособлений.
Материально-технические
условия
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования должны обеспечивать
возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования детей с НОДА, а также соблюдение:
- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к
водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
- санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест
личной гигиены и т. д.);
- социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской,
комнаты психологической разгрузки и т.д.);
- пожарной и электробезопасности;
- требований охраны труда;
- своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
- возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации,
объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Материально-техническая
база
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования детей с НОДА должна
соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда работников образовательных учреждений, предъявляемым к:
- участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция,
освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и
хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
- зданию образовательного учреждения (доступная архитектурная среда во всех
помещениях здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления
образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь,
освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных
занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности,
сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации
урочной и внеурочной учебной деятельности);
- помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального
зала, число читательских мест, медиатеки);
- помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления
пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том
числе горячих завтраков;
- помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством;
- актовому залу;
- спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию;
- помещениям для медицинского персонала;
- мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
- расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и
машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного
искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители
цифровой информации).
Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных
средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств
должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего
образования.
Материально-техническое
обеспечение
школьного
образования
детей
с
ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и
специфическим образовательным потребностям каждой категории обучающихся с НОДА. В
связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования
каждой категории обучающихся с НОДА должна быть отражена специфика требований к:
- организации пространства, в котором обучается ребёнок с НОДА;
- техническим средствам комфортного доступа ребёнка с НОДА к образованию
(ассистивные средства и технологии);
- специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным
дидактическим материалам, специальным электронным приложениям, компьютерным
инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям детей и
позволяющих реализовывать выбранный вариант стандарта.
Важным условием реализации образовательной программы начального общего
образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ТМНР к объектам
инфраструктуры образовательной организации. С этой целью на территории
предусматриваются плавные переходы (спуски) с одного уровня рельефа на другой,
например, с тротуара на проезжую часть и др. Объекты игровых площадок должны
предусматривать возможность их использования детьми с различными нарушениями
(зрения, слуха, координации, опорно-двигательного аппарата). Здание оборудуется
пандусами, лифтами, безпороговыми дверными проемами (шириной не менее 90 см),
поручнями и тактильными сигналами (для обучающихся с нарушением зрения).
В помещениях для обучающихся с ТМНР должно быть предусмотрено специальное
оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс детей с ТМНР,
присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивать их максимально возможную
самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении учебной деятельности.
Рабочее/учебное место ребёнка с ТМНР создается индивидуально с учетом его особых
образовательных потребностей, а также сопутствующих нейросенсорных нарушений.
При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики,
восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения
организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм
обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны.
Кроме учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного
времени. С учетом того, что детей с ТМНР необходимо учить занимать свое свободное
время, в соответствующих местах также предусматривается обучающая деятельность.
Особенности восприятия детей с ТМНР диктуют необходимость использования
большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле
зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места: ковролиновые и/или
магнитные доски, фланелеграфы и др.
Содержание образования детей с ТМНР включает задачи, связанные с формированием
навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки,
которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. В
связи с этим учебные места для формирования данных навыков являются мобильными и
готовятся педагогическими работниками в соответствующих помещениях.
Успешному образованию ребенка с ТМНР во многом способствуют технические
средства, к которым относятся ассистивные и вспомогательные технологии. Для
достижения ребенком большей независимости в передвижении, коммуникации и
облегчения доступа ребенка с ТМНР к образованию необходимо подобрать
вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся у него
нарушений
(опорно-двигательного
аппарата,
сенсорной
сферы,
расстройства
аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы).
К ассистивным технологиям относятся:
- индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки,
вертикализаторы и др.);
- подъемники;
- приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации;
- электронные адаптеры, переключатели и др.
Помимо вспомогательных функций, позволяющих ребенку получить адаптированный
доступ к образованию, технические средства обучения (включая специализированные
компьютерные инструменты обучения) дают возможность удовлетворить особые
образовательные потребности обучающихся с ТМНР, способствуют мотивации учебной
деятельности, позволяют получить качественные результат, даже когда возможности
ребенка существенно ограничены.
Особые образовательные потребности детей с ТМНР вызывают необходимость
специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно
осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках образовательной
области «Язык» предполагает использование, как вербальных, так и невербальных средств
коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации могут
являться:
- специально подобранные предметы,
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков,
пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные
альбомы),
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для
«глобального чтения»),
- электронные средства (устройства записи на магнитную ленту, электронные
коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим
программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития
вербальной (речевой) коммуникации с теми детьми, для которых она становится доступной.
Освоение содержательной области «Математика» предполагает использование
разнообразного дидактического материала в виде:
- предметов различной формы, величины, цвета,
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку
различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
- программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого
выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,
- калькуляторы и другие средства.
Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с
окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с
использованием традиционных дидактических средств, с применением видео,
проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению
опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт
обучающихся с ТМНР с миром живой природы (растительным и животным). В качестве
средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки,
расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и
др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.
Формирование представлений о себе, своих возможностях происходит с
использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт
детей с ТМНР. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные
чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на
окружающую действительность. Специальный учебный и дидактический материал
необходим для образования детей с ТМНР в областях «Искусство» и «Технология».
Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и
художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц,
кисточек и др.), позволяющих ребенку с ТМНР овладевать отдельными операциями в
процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий ИЗО необходим
большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для
развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла
(батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для
соответствующих мастерских.
На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся с ТМНР
использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.),
театральным реквизитом, а также оснащение актовых залов воспроизводящим,
звукоусиливающим и осветительным оборудованием.
Содержательная область «Адаптивная физическая культура» должна обеспечивать
обучающимся с ТМНР возможность физического самосовершенствования, даже если их
физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение
физкультурных залов должно предусматривать как обычное (для спортивных залов школ),
так и специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для детей с различными
нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими
средствами) и др.
Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации
и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс
образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.)
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)