Пояснительная записка к учебному плану НОО 6.3

Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями
опорно-двигательного аппарата с легкой степенью умственной отсталости
ГБОУ РК «Школа-интернат №21»
на 2024-2025 учебный год
Учебный план на 2024-2025 учебный год составлен в соответствии с:
 Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Законом Республики Карелия от 20.12.2013 года №1755-ЗРК «Об образовании»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (вариант 6.3), утвержденного приказом
Министерством образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598;
 Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года №1023;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115;
 Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года №1 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
 Приказа Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от
05 мая 2006 года №598 в части реализации регионального (национально-регионального)
компонента государственного стандарта общего образования;
 уставом ГБОУ РК «Школа-интернат №21».
За основу взят учебный план АООП для обучающихся с НОДА, вариант 6.3.
Федеральный компонент учебного плана предусматривает 5-летний срок обучения в
начальной школе.
Количество часов на освоение содержание образования в учебном плане на 2024-2025
учебный год определено для пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года - 33 недели в подготовительном, 1 классах, 34
недели в 2-4 классах. Продолжительность урока - 40 минут, после 2 урока перемена - 30
минут, остальные - 10 минут.
Количество уроков во 2-4 классе 5 уроков в день.
При обучении по адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования школьники с НОДА обучаются в условиях специального
малокомплектного класса для детей с двигательными нарушениями и сходными
образовательными потребностями. Наполняемость специального класса не может

превышать 12 детей; в классах для детей с множественными нарушениями развития - до 5
детей.
Учебный план включает обязательную часть следующие предметные области:
 Язык и речевая практика, учебные предметы: Русский язык, Чтение, Речевая
практика.
 Математика, учебный предмет: математика.
 Естествознание, учебный предмет: Мир природы и человека.
 Искусство, учебные предметы: музыка, рисование.
 Технология, учебный предмет: труд (технология).
 Физическая культура, учебный предмет: адаптивная физическая культура.
В обязательной части учебного плана полностью реализуется федеральный
государственный образовательный стандарт в начальной школе для обучающихся с НОДА
с легкой степенью умственной отсталости. Он обеспечивает единство образовательного
пространства школы и гарантирует достижение результатов освоения основной
общеобразовательной программы начального общего образования, позволяющего
обучающимся получить подготовку, необходимую и достаточную для продолжения
обучения на следующей ступени образования и успешной социализации. Курсы призваны
обеспечить соответствующий стандартам начального общего образования уровень знаний,
умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, приобщение к
общекультурным национальным ценностям, формирование компетентностей, позволяющих
осуществлять типичные социальные роли современного человека.
Материал по ОБЖ включен в другие предметы, в частности в Мир природы и
человека (в основном). Поскольку он входит в минимум содержания, то автоматически он
изучается в рамках самого предмета "Мир природы и человека".
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
представлена курсами коррекционной направленности:
1. В подготовительном-1 классах «Настольные игры» - 1 час в неделю, обеспечивает
коррекцию недостатков в физическом и интеллектуальном развитии детей с нарушениями
ОДА с легкой степенью умственной отсталости.
2. «Край, в котором я живу» - 1 час в неделю в 2-4 классах, расширяет знания и
представления детей о родном крае.
Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:
 предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии,
затрудняющих образование и социализацию ребенка;
 исправление
нарушений
психофизического
развития
медицинскими,
психологическими, педагогическими средствами;
 формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных
функций, не поддающихся исправлению;
 формирование способов познавательной деятельности, позволяющих обучающемуся
осваивать общеобразовательные предметы.
 комплексная абилитация умственно отсталых учащихся с НОДА предусматривает
медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и
лечебной физической культуры, логопедическую работу, психологическую коррекцию.
Внеурочная деятельность представлена разделом коррекционно-развивающей
области:

1) индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия: «Основы
коммуникации и развития речи», «Психомоторика и развитие деятельности»,
«Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентировки».
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия не дублируют
школьную программу. Индивидуальные логопедические, дефектологические занятия
проводятся по ИПР обучающихся с целью формирования и развития психических
процессов. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых,
двигательных и других нарушении. Наполняемость групп - 2-4 обучающихся.
2) ЛФК – 2 часа в неделю в подготовительном-4 классах. Использование данных
форм профилактической работы обеспечивает всестороннее развитие детей, нормализацию
функций всех звеньев опорно-двигательного аппарата, оптимальную подвижность во всех
отделах позвоночника и суставах, формирование мышечного корсета; повышение уровня
физического здоровья детей, позволяющего иметь запас адаптивных качеств на длительный
период жизни.
Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 20-25 мин., занятий по
ЛФК до 40 мин. Часы коррекционных занятий не включаются в общее количество
максимальной нагрузки обучающихся.
Из раздела «Другие направления внеурочной деятельности» обязательным является
цикл занятий «Разговоры о важном» - 1 час в неделю. Центральными темами «Разговоров
о важном» станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение,
нравственность, экология и др.
Другие направления внеурочной деятельности представлены занятиями педагогов
дополнительного образования по выбору обучающихся, участием обучающихся в проектах,
конкурсах, соревнованиях. Часы внеурочной деятельности не включаются в общее
количество максимальной нагрузки обучающихся.
В ходе освоения адаптированных образовательных программ при реализации
учебного плана НОО формируются базовые основы и фундамент всего последующего
обучения.
Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно за счет
введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного
подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФАОП НОО и «Положением о текущем контроле и промежуточной
аттестации» ГБОУ РК «Школа-интернат № 21».
В подготовительном, 1-м и в первом полугодии 2 классов промежуточная аттестация
не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится со второго
полугодия 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному
предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов
накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и
фиксируется в классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная
оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и базовых
учебных действий.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий
класс.

Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных
курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы,
Классы
Формы промежуточной аттестации
модули
Русский язык

2–4-й

Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения проверочных работ,
зафиксированных в классном журнале

Чтение

2–4-й

Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения проверочных работ,
зафиксированных в классном журнале

Речевая практика

2-4-й

Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения проверочных работ,
зафиксированных в классном журнале

2–4-й

Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения проверочных работ,
зафиксированных в классном журнале

2–4-й

Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения проверочных работ,
зафиксированных в классном журнале

2–4-й

Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения творческих работ,
зафиксированных в классном журнале

2–4-й

Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок, зафиксированных в классном журнале

2–4-й

Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения творческих работ,
зафиксированных в классном журнале

Адаптивная
физическая
культура

2–4-й

Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения проверочных работ,
зафиксированных в классном журнале

Край, в котором я
живу

2-4-й

Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале

Математика
Мир природы и
человека
Рисование
Музыка
Труд (технология)

Используется комплексный подход в оценивании личностных, метапредметных,
предметных
результатов
образования
обучающихся
начальных
классов.
В
подготовительном-4 классах используется накопительная система оценки в рамках
Портфеля достижений обучающихся по трем направлениям:
- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы
наблюдений и т.д.);
- выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и
итоговые стандартизированные работы по русскому языку, математике, окружающему
миру;
- материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и
досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах,
конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д.).

Контроль успеваемости обучающихся осуществляется по пятибалльной системе.
Формы текущей аттестации определяет учитель с учетом контингента обучающихся,
содержания учебного материала и используемых образовательных технологий.
Содержание адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования для обучающихся с НОДА, имеющих умственную отсталость
реализуется с помощью учебных программ и учебников, которые соответствуют
Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством просвещения
Российской
Федерации
к
использованию
в
образовательном
процессе
в
общеобразовательных учреждениях.
Учебный план полностью обеспечен необходимым учебно-методическим комплексом
и педагогическими кадрами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».