Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями
опорно-двигательного аппарата с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью (вариант 6.4)
ГБОУ РК «Школа-интернат №21»
на 2024-2025 учебный год
Учебный план на 2024-2025 учебный год составлен в соответствии с:
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Законом Республики Карелия от 20.12.2013 года №1755-ЗРК «Об образовании»;
Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (вариант 6.4), утвержденного приказом
Министерством образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598;
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года №1023;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года №1 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказа Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 05
мая 2006 года №598 в части реализации регионального (национально-регионального)
компонента государственного стандарта общего образования;
уставом ГБОУ РК «Школа-интернат №21».
За основу взят учебный план АООП обучающихся с НОДА, вариант 6.4.
Федеральный компонент учебного плана предусматривает 5-летний срок обучения в
начальной школе.
Количество часов на освоение содержание образования в учебном плане на 2024-2025
учебный год определено для пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года – 33 недели в подготовительном-1 классах, 34
недели в 2-4 классах. Продолжительность урока условна - до 40 минут, после 2 урока
перемена - 30 минут, остальные - 10 минут.
Предполагаемое содержание работы с данной категорией детей относится к
пропедевтическому уровню. Учебный план включает обязательную часть следующие
предметные области:
Язык и речевая практика, учебные предметы: Общение (общение и чтение), общение
(письмо).
Математика, учебный предмет: математические представления.
Окружающий мир, учебный предмет: Развитие речи и окружающий природный мир,
человек, домоводство (самообслуживание).
Искусство, учебные предметы: музыка и движение, изобразительная деятельность
(лепка, рисование, аппликация).
Технология, учебный предмет: предметные действия.
Адаптивная физическая культура, учебный предмет: адаптивная физическая
культура.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и
познавательных возможностей обучающихся. На первый план выдвигаются задачи,
связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических
общеучебных знаний и навыков.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей детей с НОДА и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии. Включает
в себя:
- «Развитие коммуникативных навыков» - 1 час в неделю в подготовительном-1
классах, с целью развития коммуникации между педагогом и обучающимися;
- «Познание. Развитие сенсорной культуры» - 2 часа в неделю во 2-4 классах.
Коррекционно-развивающая область учебного плана реализуется через предметы,
включающие в себя систему фронтальных и индивидуальных занятий с обучающимися.
Внеурочная деятельность представлена разделом коррекционно-развивающей работы:
1) индивидуальные
и
групповые
коррекционно-развивающие
занятия.
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия не дублируют школьную
программу. Индивидуальные логопедические, дефектологические занятия проводятся по
ИПР обучающихся с целью формирования и развития психических процессов. Групповые
занятия представлены курсами «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия
(психомоторика и развитие деятельности)», «Альтернативная коммуникация». Группы
комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других
нарушении. Наполняемость групп - 2-4 обучающихся.
2) ЛФК – 2 часа в неделю во в 1-4 классах. Занятия ЛФК проводятся по группам в
соответствии с медицинскими рекомендациями. Использование данных форм
профилактической работы обеспечивает всестороннее развитие детей, нормализацию
функций всех звеньев опорно-двигательного аппарата, оптимальную подвижность во всех
отделах позвоночника и суставах, формирование мышечного корсета; повышение уровня
физического здоровья детей, позволяющего иметь запас адаптивных качеств на длительный
период жизни.
Из раздела «Другие направления внеурочной деятельности» обязательным является
цикл занятий «Разговоры о важном» - 1 час в неделю. Центральными темами «Разговоров о
важном» станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение,
нравственность, экология и др.
Остальные
часы
внеурочной
деятельности
представлены
коррекционноразвивающими занятиями по направлениям развития личности (духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
адаптивно-спортивное).
Предоставляется участием обучающихся в занятиях с педагогами дополнительного
образования, праздниках, конкурсах школы.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой нагрузки на обучающегося.
Текущая и промежуточная аттестация осуществляется по полугодиям решением
экспертной комиссии по пятибалльной системе, на основании «Положения школы об
оценивании обучающихся с ТМНР, не обслуживающих себя самостоятельно».
Учебный план полностью обеспечен необходимым учебно-методическим комплексом
и педагогическими кадрами.