Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной
общеобразовательной программы общего образования для обучающихся с
нарушением опорно-двигательного аппарата с легкой степенью
интеллектуальных нарушений (III уровень образования)
ГБОУ РК «Школа-интернат №21»
на 2025-2026 учебный год
Учебный план на 2025-2026 учебный год составлен в соответствии с:
• Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Законом Республики Карелия от 20 декабря 2013 г. №1755-ЗРК «Об образовании»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденного
приказом Министерством образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599
• Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года №1026;
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115;
• Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года №1 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
• Приказом Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от
05 мая 2006 года №598 в части реализации регионального (национально-регионального)
компонента государственного стандарта общего образования;
• Уставом ГБОУ РК «Школа-интернат №21».
За основу взят учебный план адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата с
легкой степенью интеллектуальных нарушений (1 вариант).
Обязательная часть учебного плана на III уровне предусматривает 3-летний срок
обучения в школе.
Количество часов на освоение содержание образования в учебном плане на 2025-2026
учебный год определено для пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года – 34 недели. Продолжительность урока условна до 40 минут, после 2 урока перемена - 30 минут, остальные - 10 минут.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области
(учебные предметы): язык и речевая практика (русский язык и чтение), математика
(математика, информатика и ИКТ), человек и общество (обществоведение, основы
социальной жизни, этика), технология (профильный труд), физическая культура (адаптивная
физическая культура). Обязательная часть учебного плана отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося. Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
включает следующие предметы: ОБЖ, адаптивная физическая культура, иностранный язык
(в качестве ознакомительного курса с целью формирования простейших коммуникативных
навыков).
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями: ЛФК, развитие деятельности по самообслуживанию, основы
коммуникации, домоводство и речевая практика, проводимыми специалистами школы.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 5 часов в неделю.
Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых,
двигательных других нарушении. Наполняемость групп - 2-4 обучающихся.
Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 20-25 мин., занятий по ЛФК
до 40 мин. Занятия ЛФК проводятся по группам в соответствии с медицинскими
рекомендациями.
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося средствами
физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение
контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с
обществом.
Внеурочная деятельность представлена основными направлениями развития
личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,
адаптивно-спортивное. Представляется участием обучающихся в занятиях с педагогами
дополнительного образования, праздниках, конкурсах школы, а также циклом занятий
«Разговоры о важном» - 1 час в неделю. Центральными темами «Разговоров о важном»
являются патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение,
нравственность, экология и др.
Контроль успеваемости обучающихся осуществляется по пятибалльной системе.
Формы текущей аттестации определяет учитель с учетом контингента обучающихся,
содержания учебного материала и используемых образовательных технологий.
Промежуточной аттестации подлежат обучающиеся 10-12 классов школы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной
оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в
классном журнале. Годовая (итоговая) оценка в 10-12-х классах выставляется с учетом
четвертных оценок. В 12 классе по окончанию обучения обучающиеся проходят итоговую
аттестацию. В 12 классе по русскому языку, математике и профильному труду
выставляются годовые отметки с учетом сдачи ГИА.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная
оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и базовых
учебных действий.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий
класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных
курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы,
Классы
Формы промежуточной аттестации
модули
Русский язык
10-12
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Чтение
10-12
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Математика
10-12
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
10-12
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
10-12
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
10-12
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
10-12
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
10-12
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
10-12
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
Информатика
Обществоведение
Основы
жизни
социальной
Этика
Профильный труд
Адаптивная
физическая культура
работ, зафиксированных в классном журнале
10-12
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
10-12
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
ОБЖ
Иностранный язык
Учебный план полностью обеспечен необходимым учебно-методическим комплексом
и педагогическими кадрами.